Анна Ладутко
Совместная самостоятельная деятельность дошкольников в контексте ФГОС до. Пооперационные карты
▼ Скачать + Заказать документы
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать,
но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
КОМЕНСКИЙ ЯН АМОС
ФГОС направлен на изменение форм организации работы с детьми. Всё времяпровождение детей в ДОО состоит из деятельности : непосредственная образовательная, совместная, самостоятельная, трудовая и так далее. Основная задача ФГОС – создать условия для детской деятельности. Каждый ребенок может по желанию найти себе деятельность в любых направлениях. Дети наши - деятели, почемучки, исследователи. Современные документы готовы видеть детей такими, время диктует свои перемены. Значит: меняемся сами, меняем окружение под наших детей. В стандарте красной строкой прописано деятельностное развитие детей, через деятельность и деятельностный принцип. То есть все в нашей жизни и в нашем взаимодействии с детьми должно основываться на деятельности. Мы должны организовать нашу среду таким образом, чтобы приобщить детей к разным видам деятельности. И через эту деятельность развивать их. Мы педагоги ежедневно организуем разнообразные, различные виды деятельности. И таким образом мы потихоньку можем и должны отходить от традиционных занятий. Что нужно сделать для того, чтобы дети активно включались в деятельность даже без помощи взрослого? Нам нужно сделать среду более яркой, доступной, разнообразной, насыщенной, богатой по содержанию. Где каждый ребенок может выбрать для себя что-то самое любимое, самое приемлемое, приятное. Нам нужно сделать такую среду, где ребенок, самостоятельно читая какие-то знаки, которые мы придумали желательно вместе с ребенком, развивался самостоятельно. И включался в эту деятельность самостоятельно. Детям не надо объяснять, напоминать, мы просто можем сказать: «обратите внимание» …. Чем больше детей отпускаем, тем больше получаем результат. Разумеется, в начале совместной деятельности следует все проговорить, объяснить, научить детей «читать» эти схемы, алгоритмы, можно придумать игру развивающего характера. Любой воспитатель знает, когда в группе стоит «рабочий» шум – дети заняты делами, они включены в совместную деятельность и чувствуют, что взрослый не «сверху», а «рядом». Это и есть личностно-ориентированный подход – взрослому нужно подняться до их уровня. Все, что мы предлагаем детям, мы делаем вместе. На первых порах это трудно, нужно не навязывать, а советовать, не нарушая правила, которые созданы. В нашей среде надо искать вот такие способы, где ребенок с помощью маленькой поддержки может реализовать свои потребности, способности.
Публикация «Совместная самостоятельная деятельность дошкольников в контексте ФГОС до, Пооперационные карты» размещена в разделах
Наша задача сейчас правильно организовать деятельность в различных центрах, заинтересовать ребенка. А именно: наполнить эти центры картотеками алгоритмов, схемами, пооперационными картами. Если материал будет накапливаться и лежать в центре активности, дети всегда могут пользоваться этим. Очень важно в игровых центрах продумать в обычной игровой деятельности какие-то развивающие моменты. И сделать это как можно больше. Например, что можно предложить в центре «магазин»? Считать монеты, деньги. В рамках темы можно менять и тематику денежной единицы. Если тема зима, можно считать снежинки, если тема транспорт – колеса и т. д. Если дети делают атрибутику для центров сами это их развивает? Конечно. А если они эту атрибутику делают самостоятельно по схемам, по знакам? Это еще больше их развивает. Значит должно очень много появиться вот такой атрибутики. Схемы обязательно должны соответствовать возрасту, чтобы они могли справиться.
Как вы думаете какая схема может стоять в центре «парикмахерская»? Это может быть разнообразные схемы заплетение косичек, хвостов, это может быть подбор заколки к прическе. При этом решаются игровые задачи и нам не надо при этом присутствовать. Нужно подобрать такие элементы, что бы и украшали, и развивали, и были интересными, и кроме того обучали. Ведь косы дети могут научиться плести, а еще и моторика рук развивается.
Пооперационные карты могут быть разными : карты- раскладушки, схемы, алгоритмы, наборное полотно. Как они действуют на детей? Вызывают интерес и еще желание действовать. Очень важно создать несколько моделей и уже тогда возникает желание действовать по-разному. Должен быть подручный материал – много и разнообразного. Карты нужно накапливать. Они никуда не уходят, они оседают в том или ином центре. Что-то можно убрать, если это совсем не сморится. В каком-то центре чаще меняются, какие-то реже. Что-то востребовано детьми, а что-то менее востребовано. Схему вводят с утра. Когда ребенок приходит рано его можно обучить, сделав свою работу, он покажет другим. Ведь 80% информации мы получаем друг у друга. Детская аудитория тоже учится друг у друга. Главное зажечь одного, дальше пойдет само. Таким образом, мы распространим не 20% за короткое время, а 80%. Работа по алгоритму (схеме). В разных центрах будут свои алгоритмы действий. Ребенок по своему желанию выбирает определенную схему и действует согласно ей
. Например, в центре экспериментирования могут быть алгоритмы с изображением смешивания цветов для получения нового, алгоритм «Знакомство со свойствами воды» и т. д. В центре природы - алгоритм посадки лука, семян, ухода за цветами.
В младших группах следует пользоваться раскладушками, где в карманах пошагово лежит заготовленный материал, например, к аппликации «Снеговик» : 3 кружочка, ведро, морковка. Чтобы маленький ребенок мог себя проявить, нужно предложить ему много разнообразного материала (снег, веточки и т. д.). Научив детей самостоятельной деятельности, работать становиться легко. Мы уже работаем по ФГОС, занятия не проводим, но по-прежнему видим – висит вернисаж детских работ со снеговиками с одинаковыми ведрами, носами в одну сторону, с метлой в одной руке. Явно «работа по образцу». А чтобы работать по ФГОС, надо сделать чуточку больше вариантов: предложить детям большие и маленькие кружочки, фон разного цвета, набор морковок, ведер, бумагу разной фактуры и т. д. Все это можно предложить сразу. У ребенка должен быть выбор: места, плана, времени (я буду делать это после вечерней прогулки, когда поиграю). Карты должны быть разно уровневой сложности: легкой, средней сложности и сложной. Ребенок вправе выбрать разный уровень сложности. Воспитатель, зная способности своих воспитанников, может аккуратно предложить выбрать уровень, соответствующий его настоящим возможностям (дойти до более сложного или взять попроще). Главное давать адекватные возрасту задания, чтобы было проще, чтобы мы знали, что дети справятся. Все что изготовляется в непосредственной образовательной деятельности можно рассредоточить по всем игровым зонам. Дети будут развиваться каждый день используя наше «добро». Картотеками алгоритмов и схем педагоги могут обмениваться между собой. Всего должно быть много, среда должна быть насыщенной. Первые выбрали, остальные, посмотрев, захотят. И этим займется вся группа. Взрослый лишь не забывает поощрять за самостоятельность, фантазию. Насыщенная развивающая среда – важное условие, побуждающее малыша к самостоятельной игре. Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Конечно, вся группа работать по алгоритмам станет не сразу, к этому следует доходить поэтапно: сначала один раз в неделю во второй половине дня, потом через день, постепенно доводя это до привычного времяпровождения.
Мы должны сделать такую атрибутику, чтобы была эстетична, красива, удобна и долго служила. Что нам дают пооперационные карты :
1. Инициативу –мы не заставляем детей;
2. Выбор – дети выбрали сами;
3. Мотивация –первые выбрали-остальные захотели;
4. Среда – есть разнообразие;
5. Желание действовать во всем.
Вот она совместная и маленький шаг к самостоятельной деятельности.
Ладутко Анна Николаевна, воспитатель
МБДОУ детский сад комбинированного вида №96 «Калинка»
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ