Приложение МААМ

Обновление содержания физического воспитания дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования

Мария Орел
Обновление содержания физического воспитания дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Инструктор по ФК М. В. Орел,

МБДОУ «Детский сад №8»

Задачи:

1. Изучение образовательного пространства ДОУ на основании стандарта

2. Ознакомление с содержанием физического воспитания с учетом ФГОС

дошкольного образования

Содержание образования, является стержневым системным обновлением в

модернизации региональной системы дошкольного образования.

Публикация «Обновление содержания физического воспитания дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

Под содержанием дошкольного образования понимается социальный опыт

ребенка, приобретаемый в непосредственной образовательной деятельности, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной со

взрослым и самостоятельной деятельности детей и включающий четыре основных компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Знания, их значимость в дошкольном образовании определяется тем, что они являются элементом культуры.

Обновление содержания дошкольного образования в условиях модернизации

возможно за счет усиления вариативности образования, что является показателем гуманитарности дошкольного образования и повышает субъектность дошкольного образования.

В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки

разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка

разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к

диагностике развития. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка.

Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной

модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.

Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено,

что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры".

Образовательные организации дошкольного образования самостоятельно

разрабатывают, и утверждают свои основные образовательные программы на

основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования и с учетом примерных основных образовательных программ

дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный

стандарт, включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе

кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия, установленным требованиям образовательной

деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

ФГОС ДО установил, что образовательные программы дошкольного образования должны быть направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Как отметил А. Асмолов, директор Федерального института развития образования, на Первом Всероссийском съезде работников дошкольного образования, «…внедрение ФГОС ДО имеет ряд потенциальных рисков,

одним из которых является столкновение стандарта с установками родителей,которые до сих пор считают, что от дошкольных организаций требуется «дрессура детей», которая позволит им быть готовыми к школе»

Сегодня современная система российского образования переживает колоссальные изменения, которые напрямую связаны с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Именно во ФГОС ДО, разработанных на основе Конституции РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка заложены основные принципы гуманистической педагогики:

В связи с этим встает вопрос о путях создания и поддержания безопасной и

психологически комфортной образовательной среды в дошкольном

образовательном учреждении. В современных психолого–педагогических

исследованиях «безопасной и психологически комфортной является

образовательная среда, свободная от проявлений психологического насилия во взаимодействии её субъектов, способствующая удовлетворению основных

потребностей в личностно-доверительном общении, создающая референтную

значимость и обеспечивающая психическое здоровье всех включенных в нее

участников». Показателем безопасной и психологически комфортной

образовательной среды является наличие условий для развития активности,

инициативность, самостоятельности, упорство в достижении цели участников образовательного процесса.

Обосновывая значимость психологической безопасности образовательной среды в обеспечении качества образовательного процесса в дошкольном учреждении, важно обратить внимание на то, что субъективное ощущение психологического комфорта и безопасности, необходимые для сохранения «психического здоровья и целостности личности», важно не только для воспитанника, но и для педагога.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования и от его

готовности к переменам, мобильности, ответственность и самостоятельность в принятии решений зависит успешность всего процесса реформирования. Наиболее важным условием для создания безопасной и психологически комфортной образовательной среды является доброжелательные взаимоотношения, включающие в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива ФГОС ДО направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том

числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого

ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей

здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

4) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и

организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

5) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

6) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах

деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением

упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как

координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки,

повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

На современном этапе разрабатываются и получают распространение

программы физического воспитания нового поколения. Парциальные включают одно или несколько направлений развития ребенка. Среди них выделены программы физкультурно-оздоровительного направления, валеологического направления и узкоспециализированные.

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым

должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип

интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и

спецификой.

В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является

гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.

Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит

представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.

Реализация процесса интеграции, на наш взгляд, невозможна без

взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников.

Поэтому во всех дошкольных образовательных учреждениях должны

разрабатываться соответствующие виды планирования воспитательно –

образовательного процесса, которые помогли бы решить задачи интеграции

образовательных областей. Задачи образовательных областей должны решаться в разнообразных видах деятельности, при этом участники образовательного процесса должны взаимодействовать друг с другом.

В каждой из образовательных областей в разных видах деятельности педагог

может обратить внимание детей на те или иные правила сохранения здоровья. В ходе непосредственно образовательной деятельности, наблюдения, исследовательской деятельности, при чтении художественной литературы педагог может рассматривать проблемы культуры здоровья человека, правил безопасного поведения. Все это оказывает большое влияние на развитие представлений детей о здоровье.

В практику работы детских садов, на наш взгляд, должна внедряться проектная деятельность по здоровью и физическому здоровью детей, а также

рассматриваться вопросы по организации свободной двигательной деятельности детей во время прогулки.

Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а

двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления,

развития и обучения детей дошкольного возраста. Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, на наш взгляд, можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей. Образовательная область «Физическое развитие» должна быть направлена,

главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование

представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важнейшая роль в

физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и

инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Каждый раздел по той или иной образовательной области завершается итогами освоения содержания образовательной области, раскрывает достижения ребенка и проблемы, требующие совместных усилий педагогов и родителей. В конце раздела представлена краткая характеристика развития интегративных качеств ребенка. Это позволяет педагогу видеть динамику развития дошкольника от группы к группе и соответственно планировать образовательный процесс.

Основная часть программы завершается характеристикой планируемых итоговых результатов освоения детьми образовательного содержания через описание интегративных качеств ребенка, выпускника детского сада на пороге школы. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам

освоения программы.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного

возраста.

Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.

При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной

общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны

такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает

переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не

перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма

образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным

особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела.

Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Содержание основной программы включает совокупность образовательных

областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области.

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми

направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

Если говорить о содержании дошкольного образования, то необходимо отметить, обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам :

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в

соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре участвует в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществляет подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др., а также комплексно-тематический принцип

построения образовательного процесса.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения

образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями являются

Российские праздники (Новый год, День семьи и др., международные праздники

(День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения,

память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можнождать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности

взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе

организации различных видов детской деятельности и образовательная

деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство

взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования

обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы

образования следует воспринимать позитивно :

- система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с

запросами общества и государства;

- желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной;

- создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности

развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и

природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

- попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей

дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой

образовательной области.

- стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного

ребенка.

- отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.

- ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

Список использованной литературы:

1. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 6

(38)/2013.

2. Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным

участием. Коллективные монографии. Веб-адрес: https://sibac.info/

3. Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском

саду в свете современных требований». М. ,2013.

4. Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного

процесса в детском саду». М., 2013

5. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития

ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна

Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

С. 39-42.

6. Трубайчук Л. В. Интеграция как средство организации образовательного

процесса. М., 2013.

7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

Ссылка: https://standart.edu.ru/].

Публикации по теме:

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Развитие сенсорных способностей через нетрадиционные техники рисования в контексте ФГОС дошкольного образования Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное.

Фотоотчет о семинаре «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников»Фотоотчет о семинаре «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников» Авторский семинар д. п. н., доцента Ефименко Н. Н. Сегодня мы получили свидетельства о том, что прослушали замечательный семинар уникального.

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах физического воспитания дошкольников Здоровье детей и их развитие - одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию.

Дидактические игры своими руками для физического воспитания дошкольниковДидактические игры своими руками для физического воспитания дошкольников Вашему вниманию я предлагаю несколько дидактических игр, сделанных своими руками, для физического развития детей дошкольников. [ Игра.

Консультация для педагогов «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования» ПЛАН: 1. Общая характеристика стандартов. 2. Нормативное, кадровое, информационное, материально-техническое обеспечение ДОУ с введением.

Консультация «Реализация эффективных форм оздоровления и физического воспитания дошкольников» .

Описание опыта работы «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС» лекция на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОСДО» (слайд 1) (Слайд 2)В федеральном законе.

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования)Проект по патриотическому воспитанию дошкольников (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования) .

Методика использования степ-аэробики в процессе физического воспитания дошкольников Стафеева А. В., кандидат педагогических наук, доцент, Реутова О. В., старший преподаватель, Нижегородский государственный педагогический университета.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обновление содержания физического воспитания дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 22 ноября 2017 в 17:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обновление содержания физического воспитания дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Мария Орел (УИ 930250) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД