Ольга Писарева
Психолого-педагогические подходы к развитию творческого воображения старших дошкольников в контексте ФГОС доо
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация: в статье раскрываются психолого-педагогические подходы развития творческого воображения старших дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс ДОО инновационной программы творческого развития старших дошкольников, основанной на актуализации позитивных переживаний ребенком по поводу результатов собственной творческой деятельности, радости творческого процесса.
Публикация «Психолого-педагогические подходы к развитию творческого воображения старших дошкольников в контексте ФГОС доо» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ключевые слова: творческое воображение, эмоциональные переживания, эмоциональный опыт.
На современном этапе общественного развития перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы развития познавательных процессов.
Исследования (О. М. Дьяченко, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. И. Игнатьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Крутецкий и др.) показывают, что творческое воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения дошкольниками новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность образовательного процесса в ДОО. В этом контексте проблема развития творческого воображения дошкольников сохраняет свою актуальность в связи с тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его креативного развития и нестандартных форм поведения.
Эти идеи являются и отражением требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, где одной из задач художественно-эстетического развития дошкольников определено развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Вместе с тем, анализ доступной нам психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и практики работы дошкольных учреждений позволили выявить наличие следующих противоречий:
- между потребностью развития творческого воображения в соответствии с возрастной нормой и недостаточной сформированностью представлений у педагогов ДОО о методах развития творческого воображения старших дошкольников;
- между стремлением дошкольников в своей деятельности следовать образцу взрослого, шаблонам и несвоевременной организацией психокоррекционной работы по устранению данных тенденций.
В своей работе мы попытались преодолеть вышеназванные противоречия и повысить уровень развития творческого воображения старших дошкольников в условиях внедрения в образовательный процесс ДОО инновационной программы творческого развития старших дошкольников, основанной на актуализации позитивных переживаний ребенком по поводу результатов собственной творческой деятельности, радости творческого процесса.
Наиболее эффективным подходом стала активная организация продуктивной деятельности. Ведь здесь дети наглядно видели результат своих действий и могли сами оценить его. Так, например, после занятий по изобразительной деятельности, с помощью педагога дети с увлечением и заинтересованностью придумывали названия своим работам. Они охотно рассказывали о сюжете и героях рисунка, придумывали истории и описывали происходящее на рисунке. Через выразительные средства изобразительной деятельности дошкольники передавали характер, настроение, форму и движение сказочных персонажей. Следовательно, необходимым условием развития творческого воображения дошкольников является включение детей в активные формы деятельности, прежде всего, предметно-творческой. Возможными путями для его развития в образовательном процессе ДОО могут быть: использование художественно-дидактических игр, рисование на фантастические темы, использование выразительных средств живописи. В ходе своей работы мы учитывали, что "особые условия. создаются и в процесс восприятия ребенком произведений искусства, которые побуждают ребенка волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания у ребенка появляются эмоциональные отношения".
Оценивая результативность применения программы творческого развития, мы отметили, что старшие дошкольники способны фантазировать произвольно. Предвосхищая получение положительных эмоциональных переживаний от предстоящего творческого процесса, они заранее, до начала творческой деятельности, планировали процесс воплощения замысла (намечали план достижения цели, предварительно отбирали и готовили необходимое оборудование). Это позволило нам придти к выводу, что развитие динамической стороны детского творчества обусловлено сформированностью умения планировать и эмоционально предвосхищать результат своих действий. Кроме того, развитие творческого воображения старших дошкольников связано с развитием произвольности и овладением детьми способами преобразования впечатлений, получаемыми в игре и художественной деятельности.
Созданные нами, в рамках реализации программы творческого развития старших дошкольников, условия для актуализации субъективных эмоциональных переживаний способствовали появлению у детей попыток отразить свои переживания в рисунках, проявлению эмоциональной насыщенности в собственном творчестве, стимулированию развития творческих способностей, росту креативности и повышению мотивации детской продуктивной творческой деятельности.
Полученные данные позволяют понять роль эмоциональных переживаний ребенка в ходе собственной творческой деятельности в повышении уровня развития творческого воображения и творческого отношения к окружающему миру.