Марченко Ирма Шенгелиевна
Самооценка младших школьников с разной успеваемостью
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ СОШ №473 Калининского района Санкт-Петербурга
Составитель Марченко Ирма Шенгелиевна
Статья «Самооценка младших школьников с разной успеваемостью»
Самооценка младшего школьника во многом зависит от оценок учителя. Она конкретно, ситуативно и обнаруживает тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей.
Публикация «Самооценка младших школьников с разной успеваемостью» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В этом возрасте идёт интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущий. Её организация, обеспечивающая овладение обобщёнными способами действий, несёт в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надёжного механизма саморегуляции. Учащимся, ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлективность оценки своих возможностей.
Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьникам становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определённое расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается школьником : большинство неуспевающих детей первых и вторых классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. К четвёртому классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой, и мы видим нарастающую из класса в класс тенденцию неуспевающих учеников к недооценке своих и так весьма ограниченных успехов.
Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и не успехов предшествующий деятельности. Тот, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей деятельности предрасполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности отстающих детей не успеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, неуклонно ведёт к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности. Культивированию этой низкой самооценки у неуспевающих способствуют так же ещё более низкие, чем оценки учителя, сооценки учеников по классу, который переносит не успехи отстающих детей в учении на все другие сферы их деятельности и личности.
Призыв вовсе отказаться от оценок знаний слабых учащихся был бы неправомерен. Однако со всей настоятельностью встаёт задача – работать над более дифференцированными формами использования этой системы подкрепления. Система оценочных воздействий, которые в процессе учения систематически пользуются учитель, является гораздо более сложной, более мощной и более тонкой, чем это обычно представляется.