Кристина Коноваленко
Роль художественной литературы в формировании гуманных чувств у детей дошкольного возраста
«Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…»
В. А. Сухомлинский
При чтении книг ребенок видит перед собой определенную картинку, конкретную ситуацию, образ, переживает описанные события и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится его участником.
Публикация «Роль художественной литературы в формировании гуманных чувств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В своей педагогической деятельности художественную литературу я стараюсь чаще использовать как средство развития человечности, гуманных качеств личности : добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим я обращаю особое внимание на отбор произведений и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и эстетических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми). Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.
Подбираю художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих передо мной. Например, для воспитания у детей старшего возраста гуманных чувств использую сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кукушка» (ненец. сказка) «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С Пушкина, «Серебряное копытце» П. Бажова, «Конек-горбунок» П. Ершова, «Айболит» К. Чуковского, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Посидим в тишине» Е. Благинниной и др. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог, как на занятиях, так и вне их.
Воспитательные возможности литературы будут эффектными при включении в обсуждение содержания художественного произведения поступков отрицательных персонажей, ведь они воспитывают ребенка именно тем, что их не любят, отторгают за плохие непривлекательные поступки.
Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.
Методы работы со сказкой в современном мире весьма разнообразны. К ним можно отнести и традиционные, такие как прочтение сказки, беседа по ней, так и нетрадиционные – создание игровых ситуаций, творческие задания по сказкам, различные виды драматизаций.
Рассказывая сказку, можно смоделировать такие обстоятельства, которые порождают переживания детей, вынуждают их эмоционально воспринимать сказочные события, обращают внимание на душевную красоту героев, узнают замечательных героев, историю своего народа, его подвиги, позволяя соотносить свой маленький жизненный опыт с воспринятым.
На фоне некоторого упадка уровня культуры поведения иногда у наших ребят отсутствует обычная вежливость и доброжелательность. Дети, к моему огорчению, перенимают не самый лучший опыт взрослых, берут себе за пример достаточно спорные образцы поведения. В связи с этим, решая сегодня социально-личностные задачи воспитания, мы - педагоги должны ориентироваться на доброе и нравственное и оказать помощь каждому ребёнку в умении вести себя в обществе, быть добрым по отношению ко всему, что его окружает.
Одним из главных видов формирования гуманного сознания по праву является художественная литература. На фоне высоких информационных технологий внимание к роли книги и необходимости приобщения детей к ней становится несомненным и бесспорным. Книга развивает ум, она помогает овладеть речью, и оказывает содействие в познавательных процессах мира, в окружении которого ребёнок растёт.
Хочется отдельно остановиться на произведениях Виктора Драгунского. Их великое множество. И все они воспитывают в наших ребятах самые гуманные чувства. Эти книжки рассказывают о детях: об их дружбе, учёбе и отдыхе. Уже несколько поколений детей наслаждаются весёлыми рассказами В. Драгунского. Да и взрослым эти лёгкие, добрые и смешные рассказы доставляют немало искренней и совсем детской чистой радости.
Вместе с героями мы становимся лучше, понимаем, что же самое главное в человеке и каким каждый из нас должен быть.
Определенные трудности вызывают не только отбор художественных произведений, но и проведение этических бесед о прочитанном. Казалось бы такая беседа не столь важна, ибо художественное произведение уже само по себе воспитывает. Но практика работы с детьми показывает, что такие беседы необходимы.
Художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей. Но в отличие от взрослого читателя, имеющий большой жизненный опыт, ребенок не всегда может увидеть главное в содержании книг, дать ей правильную оценку – книга открывает перед ним много неизвестного, и ему сложно самому разобраться во всем.
Отсюда и бесконечные вопросы детей : «почему утенка называли все гадким?», «Гадкий утенок и правда был гадкий?», «Почему принц не женился на русалочке, он ведь поцеловал ее?» и т. п. иногда на вопросы детей трудно ответить сразу, нужно сначала подумать, что отвечать.
Готовясь к беседе, педагог должен продумать вопросы, которые он задаст ребенку в связи с прочитанной книгой. Если беседа будет состоять из бездумных вопросов, назиданий и поучений, она только запутает ребенка: назидания и нотации снизят то эмоциональное состояние, ту радость, которую он получил от хорошей книги.
Когда же речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитание гуманных чувств, ставятся иные вопросы, пробуждающие у дошкольника интерес к поступкам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему.
Для развития эстетических чувств, нужно включать детей в различную деятельность: дети могут создавать свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, можно организовать выставки. Вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли сказочных героев, персонажей басен и т. д.
Воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием.
Я уверена, что в процессе познания книг, дети испытывают крайне положительные эмоции, благодаря которым у них и возникают достаточно глубокие чувства радости, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает ребёнка.