Ирина Крупеник
Роль авторской куклы в развитии детей раннего возраста в ДОУ
Авторская художественная кукла – жанр искусства, который появился в XX веке на фоне победоносно шагающих серийных игрушек. Двадцатый век - век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности. Вероятно, зарождение этого жанра было своеобразной попыткой художников отстраниться от агрессивного искусства эпохи НТР, уйти от хаоса современной жизни в совершенно иное, камерное пространство, создать в нем свои правила игры.
Публикация «Роль авторской куклы в развитии детей раннего возраста в ДОУ» размещена в разделах
Сегодня — это целостный образ со своей историей, продуманный и воплощенный художником до тончайших деталей костюма и куклы в целом. Художник вкладывает в свое детище максимум талантов — здесь он и скульптор, и художник, модельер, парикмахер, и режиссер, тщательно вырисовывающий характер и судьбу будущего персонажа.
Искусство авторской куклы приобретает популярность с каждым годом. Приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства - авторская кукла. Вероятно, зарождение этого жанра было своеобразной попыткой художников отстраниться от агрессивного искусства эпохи НТР, уйти от хаоса современной жизни в совершенно иное, камерное пространство, создать в нем свои правила игры. Довольно долгое время во всём мире предметом вожделения для коллекционеров являлись лишь антикварные куклы. Но, в конце XX века художественная авторская кукла вновь ожила и стремительно ворвалась в мир искусства. И сегодня огромную коллекционную ценность имеют не только старинные куклы, но и работы современных мастеров - настоящих "кукольных" художников-профессионалов.
Сегодняшние технологии далеко шагнули вперед, и современные мастера делают кукол из многих материалов: из классического фарфора, современных пластиков и даже текстиля.
Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Из обрядов рождался кукольный театр.
В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций.
Только в русском языке слово "кукла" имеет несколько значений.
Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). К ним относят куклы на нитях (марионетки, тростевые (на тростях, перчаточные (надетые на руку, механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой, теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова) Русское слово "кукла" родственно греческому "киклос" ("круг") и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем.
Куклы – это та маленькая ниточка, которая связывает нас с далеким детством. А авторские куклы – это уникальное художественное произведение, которое создает профессиональный или не профессиональный художник. Из игрушки авторская кукла превратилась в важный элемент оформления интерьера, она наполняет дом теплом, отражает индивидуальность хозяев и вносит изюминку в повседневную жизнь. Неудивительно, что авторская кукла стала объектом коллекционирования знатоков и ценителей искусства. Ведь кукла может передать настроение автора, его мысли, эмоции, чувства…
Автор наделяет ее характером и определяет ее судьбу. Кукла говорит без слов, языком, понятным всем, и способна вызвать как восхищение и радость, так и грусть. Каждая деталь, будь-то одежда или миниатюрные аксессуары, продумана до мелочей и является составляющей цельного образа.
Главное, что куклу создавали умелые руки мастера, а образ черпали из души.
На мой взгляд, куклы первоначально предназначались для детей. По какому принципу мы отличаем сказку от других литературных жанров? Отличительная особенность сказки – то, что она уносит нас за границы реальности. Это относится не только к так называемым "волшебным" сказкам – я думаю, волка, говорящего человеческим голосом, никто в реальной жизни не встречал. Никому не приходит в голову ждать от сказки, что она непременно будет выдающимся литературным произведением, хотя некоторые (в основном, авторские) сказки вполне достойны такого определения. Их, кстати, с удовольствием читают и дети, и взрослые. Никто, наверное, не станет оспаривать литературных достоинств "Маленького Принца" или "Алисы". Но это совсем не означает, что, например, "Колобок" или "Курочка Ряба" никому не нужны.
Возвращаясь к куклам, я хотела бы заметить, что куклы, как и сказки, тоже раздвигают границы реальности, но, кроме того, они дают нам радость игры. Играть в куклы можно не только физически – играть можно и в воображении. Именно способность к игре и отличает куклу от скульптуры, а вовсе не формальные признаки, как, например, наличие ткани.
Действительно, разве каждая авторская кукла должна непременно быть художественной? Если бы это случилось, это было бы все равно, как если бы все люди стали вдруг красивыми. Согласитесь, это было бы ужасно – исчезло бы само понятие красоты.
Все, сделанное вручную, несет на себе отпечаток личности автора, но авторская кукла наделена этим вдвойне – как сделанная человеком по его образу и подобию. В этом – ее ценность, бывает – ничего особенного в кукле нет, и костюмчик "так себе", а чем-то неуловимым она притягивает. Это – уже из области мистики, одними только художественными достоинствами этого объяснить нельзя.
Обзор кукольных театров, которые есть в продаже сводится к плоскостным куклам, хорошая полиграфия, глянец. Но нет теплоты как от объемных кукл. Или деревянные театр, тоже достаточно примитивен. Есть куклы, где резиновая голова и матерчатое тело, надевается на кисть. Плюшевыми игрушками тоже не заменишь кукл, ведь театр для детей это отдельные сказки со своими героями, в них есть повторяющиеся персонажи. Лица кукл их образы сродни иллюстрации в детских книжка, вроде бы сказка одна и та же но герои у каждого автора свои, со своими характерами. Так же важно, что с возрастом обращает внимание на детали, от простого к сложного от примитивного к более наполненному деталями. Так и куклы- герои сказок, для детей 2-3 лет важны размер, цвет, объем, вязанные игрушки могут расти и меняться вместе с детьми и их интересами.
У вязанных игрушек всегда мягкие округлые формы, натуральные цвета и оттенки, они забавные и смешные, не вызывают агрессии, приятные на ощупь, выполнены из натуральных материалов.
Ранний возраст – благоприятный период развития ребёнка. В 1,5-3 года у детей начинают развиваться все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение и речь. Поэтому кукольный театр является самым эффективным средством развития ребёнка.
В детском саду имеется много видов театров: настольные, плоскостные, магнитные, пальчиковые.
Дети, поступающие в детский сад, очень маленькие, они не имеют жизненного опыта, всего боятся. И наша задача – наладить с ними контакт, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Ведь игрушка для малышей – это друг, партнёр по общению. Это позволяет ребёнку наиболее безболезненно пройти период адаптации к садику, новым педагогам, а зачастую, и к новому детскому коллективу. Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу – котёнка, собачку, петрушку, взрослый поёт потешку, шутку, подражает голосам разных животных, вызывает у ребёнка положительную эмоциональную реакцию, которая в свою очередь способствует раннему формированию у ребёнка эстетического вкуса, эмоциональных творческих потребностей.
Считаю, что использование кукольного театра в повседневной жизни и на праздничных представлениях формируют у ребёнка эстетический вкус и эмоциональные творческие потребности.