Надежда Макарова
Консультация «Развитие у дошкольников познавательных способностей и математических представлений в играх с блоками Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Автором пособия «Логические блоки Дьенеша» является Золтан Дьенеш - венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель авторской методики обучения детей «Новая математика», в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр. Предлагаемое пособие моделирует такие логические и математические конструкции, в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников логических структур мышления и математических представлений. Основной метод развития проблемно – поисковый, главная форма организации – игра. Особенности структур игр и упражнений с блоками позволяют использовать их в индивидуальной, совместной с педагогом деятельности, настольных, подвижных, сюжетно – ролевых играх.
Публикация «Консультация „Развитие у дошкольников познавательных способностей и математических представлений в играх с блоками Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Целью педагога в работе с дошкольниками является развитие познавательных способностей, логического математического мышления детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навыка мыслить системно, что является важнейшими условиями успеха в профессиональной и личностной сфере.
Работа с пособием предполагает использование разнообразных методов и приёмов, стимулирующих формирование и развитие логических и математических структур мышления:
- создание проблемных ситуаций;
- кодирование и декодирование информации;
- знакомство с алгоритмами;
- создание логических заданий, ситуаций;
- дидактические игры;
- использование моделей, схем и таблиц.
Игры с логическими блоками Дьенеша помогают педагогу решить следующие задачи:
- знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, размеру, толщине;
- развивают представление о множестве, операциях над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, т. е. помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно несколько свойств объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам;
- дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания, логические операции;
- способствуют развитию познавательных процессов, логического мышления, комбинаторных навыков, аналитических способностей, пространственных представлений;
- способствуют развитию речи: дети строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т. д. ;
- развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект;
- развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Знакомство с блоками и операциями с ними происходит поэтапно:
Этап 1. Рассматривание блоков, определение свойств каждого блока, операции над множествами. Этап 2. Осуществляется кодирование свойств блоков: цвет (красный, синий, жёлтый, размер (большой, маленький, форма (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, толщина (толстый, тонкий); вводится кодирование со знаком отрицания.
Этап 3. Осуществляется так называемое декодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в реальные фигуры.
Этап 4. После перекодирования делается графическая зарисовка свойств блоков.
Этап 5. Решение логических заданий.
Картотека игр.
«Запоминай-ка». Цель игры: совершенствовать знания о свойствах геометрических фигур, упражнять в порядковом счёте; развивать восприятие, память, пространственные представления детей.
Материал: набор блоков.
Описание игры. Вариант 1: перед ребенком несколько фигур, которые нужно запомнить. Потом фигуры накрывают листом бумаги. Ребёнок должен назвать фигуры и их последовательность.
Вариант 2: перед ребенком несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
«Город логических блоков»
Цель: упражнение в определении свойств блоков и умении их кодировать, развивать внимание, логическое мышление.
Материалы: карточки, фломастеры, блоки Дьенеша.
Ход игры: воспитатель предлагает детям нарисовать паспорт для каждого блока, обозначив свойства блоков символами, и разместить их в городе геометрических фигур.
«Пятнашки». Цель игры: упражнять детей в классификации фигур по цвету и форме; развивать восприятие, внимание, пространственное, логическое мышление.
Материал: игровое поле с одним блоком, набор блоков.
Ход игры: играют 1-4 ребёнка. Произвольно ведущий выбирает любой блок и выкладывает на любую клетку поля. Воспитатель предлагает детям по очереди присоединить блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и заполнить всё поле. Если ребёнок ошибся, он пропускает ход. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и выложил больше блоков.
«Логические квадраты». Цель: развивать внимание, умение анализировать, логическое мышление, комбинаторные навыки, упражнять в умении декодировать символы.
Материалы: таблицы, карточки с моделями блоков, блоки Дьенеша.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть таблицу и выложить блоки (карточки с моделями блоков) так, чтобы в ряду и в столбце не было блоков с одинаковыми свойствами.
«Прятки». Цель: развивать умение анализировать значение символов и выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.
Материал: схема, набор логических блоков Дьенеша, чистые карточки.
Ход игры:
Вариант 1:воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой блок и выложить его в центр схемы, рассмотреть геометрические фигуры и) накрыть чистыми карточками фигуры, которые не имеют общих с выбранным блоком свойств.
Вариант 2: воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой блок и выложить его в центр схемы, рассмотреть модели геометрических фигур и накрыть чистыми карточками те, которые не имеют общих с выбранным блоком свойств.
«Конструкторы. Морская прогулка». Цель игры: упражнять детей в умении читать схему, декодировать символы и находить нужный блок, конструировать предметы, развивать внимание, мышление, конструктивные и творческие способности.
Материалы: схемы, набор блоков Дьенеша.
Описание игры: воспитатель предлагает детям совершить морскую прогулку, но для этого надо построить кораблики по схеме. Дети выбирают любую схему. Читают и декодируют символы, выкладывают кораблики. Когда дети построят кораблики, воспитатель предлагает детям представить и рассказать, что интересного можно увидеть во время морской прогулки.
«Блоки в круг!»
Цель: развивать внимание, быстроту мышления, умение декодировать свойства блоков, действовать по сигналу.
Материалы: набор блоков Дьенеша, кубики с символами.
Ход игры: дети выбирают себе блок, идут по кругу со словами:
1, 2, 3, 4, 5 –будем блоки собирать.
1,2 – остановись,
3,4 – отвернись (дети встают спиной в круг).
Ведущий выкладывает в круг кубики с тремя свойствами блоков. По его команде «Блоки в круг! Не ошибись!» дети поворачиваются лицом в круг, читают символы. В круг выходят те дети, у которых блоки имеют свойства, изображённые на кубиках, и называют свойства своего блока.
Таким образом, использование логических блоков Дьенеша помогает педагогу развивать у дошкольников познавательные способности, логические структуры мышления и математические представления.
Литература.
Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, М., «Акцидент», 1997 г.
А. А. Столяр «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет», М., «Просвещение», 1991 г.
Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2006г.
Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», выпуск 2, Воронеж, ТЦ «Учитель», 2007г. «Математика от трёх до семи», СПб, Акцидент», 1997 г.
М. Фидлер «Математика уже в детском саду», М., "Просвещение», 1991г.
Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. «Развитие логического мышления детей», Ярославль, «Академия развития», 1996 г.