МААМ-картинки

Консультация «Развитие у дошкольников познавательных способностей и математических представлений в играх с блоками Дьенеша»

Надежда Макарова
Консультация «Развитие у дошкольников познавательных способностей и математических представлений в играх с блоками Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы

Автором пособия «Логические блоки Дьенеша» является Золтан Дьенеш - венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель авторской методики обучения детей «Новая математика», в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр. Предлагаемое пособие моделирует такие логические и математические конструкции, в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников логических структур мышления и математических представлений. Основной метод развития проблемно – поисковый, главная форма организации – игра. Особенности структур игр и упражнений с блоками позволяют использовать их в индивидуальной, совместной с педагогом деятельности, настольных, подвижных, сюжетно – ролевых играх.

Публикация «Консультация „Развитие у дошкольников познавательных способностей и математических представлений в играх с блоками Дьенеша“» размещена в разделах

Целью педагога в работе с дошкольниками является развитие познавательных способностей, логического математического мышления детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навыка мыслить системно, что является важнейшими условиями успеха в профессиональной и личностной сфере.

Работа с пособием предполагает использование разнообразных методов и приёмов, стимулирующих формирование и развитие логических и математических структур мышления:

- создание проблемных ситуаций;

- кодирование и декодирование информации;

- знакомство с алгоритмами;

- создание логических заданий, ситуаций;

- дидактические игры;

- использование моделей, схем и таблиц.

Игры с логическими блоками Дьенеша помогают педагогу решить следующие задачи:

- знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, размеру, толщине;

- развивают представление о множестве, операциях над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, т. е. помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно несколько свойств объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам;

- дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания, логические операции;

- способствуют развитию познавательных процессов, логического мышления, комбинаторных навыков, аналитических способностей, пространственных представлений;

- способствуют развитию речи: дети строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т. д. ;

- развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект;

- развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Знакомство с блоками и операциями с ними происходит поэтапно:

Этап 1. Рассматривание блоков, определение свойств каждого блока, операции над множествами. Этап 2. Осуществляется кодирование свойств блоков: цвет (красный, синий, жёлтый, размер (большой, маленький, форма (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, толщина (толстый, тонкий); вводится кодирование со знаком отрицания.

Этап 3. Осуществляется так называемое декодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в реальные фигуры.

Этап 4. После перекодирования делается графическая зарисовка свойств блоков.

Этап 5. Решение логических заданий.

Картотека игр.

«Запоминай-ка». Цель игры: совершенствовать знания о свойствах геометрических фигур, упражнять в порядковом счёте; развивать восприятие, память, пространственные представления детей.

Материал: набор блоков.

Описание игры. Вариант 1: перед ребенком несколько фигур, которые нужно запомнить. Потом фигуры накрывают листом бумаги. Ребёнок должен назвать фигуры и их последовательность.

Вариант 2: перед ребенком несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

«Город логических блоков»

Цель: упражнение в определении свойств блоков и умении их кодировать, развивать внимание, логическое мышление.

Материалы: карточки, фломастеры, блоки Дьенеша.

Ход игры: воспитатель предлагает детям нарисовать паспорт для каждого блока, обозначив свойства блоков символами, и разместить их в городе геометрических фигур.

«Пятнашки». Цель игры: упражнять детей в классификации фигур по цвету и форме; развивать восприятие, внимание, пространственное, логическое мышление.

Материал: игровое поле с одним блоком, набор блоков.

Ход игры: играют 1-4 ребёнка. Произвольно ведущий выбирает любой блок и выкладывает на любую клетку поля. Воспитатель предлагает детям по очереди присоединить блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и заполнить всё поле. Если ребёнок ошибся, он пропускает ход. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и выложил больше блоков.

«Логические квадраты». Цель: развивать внимание, умение анализировать, логическое мышление, комбинаторные навыки, упражнять в умении декодировать символы.

Материалы: таблицы, карточки с моделями блоков, блоки Дьенеша.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть таблицу и выложить блоки (карточки с моделями блоков) так, чтобы в ряду и в столбце не было блоков с одинаковыми свойствами.

«Прятки». Цель: развивать умение анализировать значение символов и выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: схема, набор логических блоков Дьенеша, чистые карточки.

Ход игры:

Вариант 1:воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой блок и выложить его в центр схемы, рассмотреть геометрические фигуры и) накрыть чистыми карточками фигуры, которые не имеют общих с выбранным блоком свойств.

Вариант 2: воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой блок и выложить его в центр схемы, рассмотреть модели геометрических фигур и накрыть чистыми карточками те, которые не имеют общих с выбранным блоком свойств.

«Конструкторы. Морская прогулка». Цель игры: упражнять детей в умении читать схему, декодировать символы и находить нужный блок, конструировать предметы, развивать внимание, мышление, конструктивные и творческие способности.

Материалы: схемы, набор блоков Дьенеша.

Описание игры: воспитатель предлагает детям совершить морскую прогулку, но для этого надо построить кораблики по схеме. Дети выбирают любую схему. Читают и декодируют символы, выкладывают кораблики. Когда дети построят кораблики, воспитатель предлагает детям представить и рассказать, что интересного можно увидеть во время морской прогулки.

«Блоки в круг!»

Цель: развивать внимание, быстроту мышления, умение декодировать свойства блоков, действовать по сигналу.

Материалы: набор блоков Дьенеша, кубики с символами.

Ход игры: дети выбирают себе блок, идут по кругу со словами:

1, 2, 3, 4, 5 –будем блоки собирать.

1,2 – остановись,

3,4 – отвернись (дети встают спиной в круг).

Ведущий выкладывает в круг кубики с тремя свойствами блоков. По его команде «Блоки в круг! Не ошибись!» дети поворачиваются лицом в круг, читают символы. В круг выходят те дети, у которых блоки имеют свойства, изображённые на кубиках, и называют свойства своего блока.

Таким образом, использование логических блоков Дьенеша помогает педагогу развивать у дошкольников познавательные способности, логические структуры мышления и математические представления.

Литература.

Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, М., «Акцидент», 1997 г.

А. А. Столяр «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет», М., «Просвещение», 1991 г.

Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2006г.

Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», выпуск 2, Воронеж, ТЦ «Учитель», 2007г. «Математика от трёх до семи», СПб, Акцидент», 1997 г.

М. Фидлер «Математика уже в детском саду», М., "Просвещение», 1991г.

Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. «Развитие логического мышления детей», Ярославль, «Академия развития», 1996 г.

Публикации по теме:

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчет «Игры с блоками Дьенеша»Фотоотчет «Игры с блоками Дьенеша» Для детей 1 младшей группы мы стараемся создать все условия для их успешного умственного развития. Фундамент сенсорного и умственного развития.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры с блоками Дьенеша» Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников. Способности - это индивидуальные психологические.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие у дошкольников познавательных способностей и математических представлений в играх с блоками Дьенеша»
Опубликовано: 15 декабря 2019 в 23:05
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие у дошкольников познавательных способностей и математических представлений в играх с блоками Дьенеша»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Макарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД