Светлана Горева
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования».
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие речи детей. В целевых ориентирах: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах.
Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В то же время наблюдается ряд факторов, которые создают трудности в реализации задач развития связной речи детей старшего дошкольного возраста :
Резкое ухудшение здоровья детей
Глобальное снижение общего уровня культуры в обществе
Существенное сужение объема общения взрослых и детей,
По наблюдениям в группе нераспространенность рассказов детей, иногда нарушении логики рассказов – отсутствие концовки, свернутость диалогов ребят в игре.
Этапы работы
1. Подготовительный (анализ литературы, обследование воспитанников, анкетирование родителей, организация развивающей предметно – пространственной среды, создание перспективного плана и системы занятий по развитию связной речи- описания средствами моделирования). (август - сентябрь)
2. Основный (организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями) (октябрь - апрель)
3. Итоговый (повторное обследование особенностей развития речи детей). (май)
На подготовительном этапе было проанализировано речевое развитие детей по ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 102»
Речевое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность рассказов, инициативность в общении и самостоятельность при выполнении речевого задания.
Также было проведено анкетирование родителей. По результатам анкетирования родителей 68 % опрошенных считает важным вопрос речевого развития, но 30% родителей не придают особого значения моделированию, как средству развития речи детей. Родители уделяют недостаточное внимание вопросам развития речи, но понимают значимость данного вопроса. 60% родителей читают детям сказки на ночь, 46% используют методы речевого развития дома.
На основании обследования и анкетирования родителей мы поставили следующую цель и задачи работы
Цель: Развитие связной описательной речи детей с использованием метода моделирования.
Задачи, представленные на экране:
1. Способствовать развитию содержательности и связности речи детей (диалога и монолога).
2. Создавать условия практического овладения нормами речи.
3. Развивать речевое творчество.
4. Воспитывать культуру общения
На основе полученных данных обследования, мы определили следующие этапы работы по развитию связной речи, представленные на экране:
1. Работа с готовыми дидактическими текстами.
2. Составление детьми связных высказываний, предполагающий использование моделирования.
3. Составление творческих связных высказываний.
Сначала мы обогащали среду, так как развивающая предметно – пространственная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.
В группе для детей мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами.
Модели описательного рассказа Ткаченко (по игрушке, временам года, одежде) есть на подгруппу детей. Модели Ушаковой (описания) также на подгруппу детей. Они их используют в организованной деятельности и в играх.
На первом этапе работы с детьми мы читаем специальные дидактические описательные тексты. Сначала тексты правильные, мы анализируем их, выделяя структурные части. Потом мы соотносим части текста с условными обозначениями модели рассказа, например, игрушки в соответствии с моделью Ткаченко. Впоследствии, когда дети запомнили последовательность описательного рассказа, мы давали перепутанные рассказы и дети, используя модель, составляли рассказы правильные.
Кроме моделирования использовали и другие методы
Давали план рассказа, который помогал детям составить рассказ, сказку. Если ребёнок при составлении рассказа отходил от нашего плана, другие дети его поправляли. Если ребёнок затруднялся в самостоятельном составлении описания, мы задавали уточняющие вопросы. Например, при описании картины, мы спросили: «Во что одета девочка? Почему она так одета? А как ты думаешь, что она делает? и другие»
Так же широко использовали прием совместного рассказывания. При составлении письма зайца к своему другу, составление новой сказки и в других случаях, дети поочередно высказывали предложения и совместными усилиями составляли рассказ, сказку.
Параллельно использовался прием: продолжение рассказа другим ребенком. Например, задания составить рассказ по серии сюжетных картинок. Три пары детей сначала выкладывают серию, совещаясь, затем, рассказывают по ней. Остальные ребята выбирают понравившийся рассказ, отмечая четкость композиции, содержательность, средства выразительности.
Далее мы перешли ко второму этапу работы с детьми. Мы закрепляли умение детей составлять рассказы описания, используя для этого модели. Так при описании транспорта мы предложили детям схему – описание, подсказывающую построение описания объекта. Когда мы объяснили лишь одну описательную схему транспорта, дети стали при составлении собственных рассказов об игрушке, одежде, животных использовать схемы описания данных объектов.
Использование схем, моделей, повышает самостоятельность детей при составлении рассказов. Так, например, замечено, что Лиза, которая раньше не могла составить рассказ без помощи плана взрослого, после этих занятий, пользуясь схемой, стала сама составлять рассказ. Миша при составлении описательного рассказа Викой заметил, что она забыла сказать о материале, из которого изготовлена посуда, пользуясь схемой описания посуды. То есть работа по использованию схем-моделей продолжалась
На третьем этапе дети упражняются в составлении рассказов. Особенностью этого этапа является почти полная самостоятельность детей.
Дети в организованной деятельности придумывали сказки, рассказы на готовую тему. Часто мы записываем речь детей на магнитофон, на видео, диктофон, это им очень нравиться. Дети любят писать письма (под диктовку) заболевшим детям, героям сказок.
Перед праздниками (День учителя и т. д.) берем у детей «интервью» с пожеланиями, поздравлениями. Потом записи прослушивают родители и дети, им это очень нравиться, они анализируют, кто сказал лучше, выделяют самое интересное пожелание.
В процессе работы были созданы самодельные книжки.
Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем возможность обогатить речевое развитие детей, углубить знания и развить представления.
Анализируя результаты повторного обследования по ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 102» видна положительная динамика каждого раздела. Причём наибольшие изменения наблюдаются в следующих компонентах речевого развития : лексика (словарь детей) и связная речь.
Результаты работы:
повышение уровня речевого развития каждого ребёнка.
увеличение словарного запаса детей.
содержательность, связность детских рассказов.
увеличение самостоятельности детей при составлении рассказов, описаний, сказок.