Наталья Каспарова
Развитие речи дошкольников в условиях музыкально-коммуникативной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников в условиях музыкально-коммуникативной деятельности
Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Организация воспитательно-образовательного процесса речевого развития дошкольников в нашем детском саду строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.
Публикация «Развитие речи дошкольников в условиях музыкально-коммуникативной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2017
Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Интеграция музыкальной и коммуникативной деятельности позволяет нивелировать образовательную нагрузку на ребенка. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.
Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.
У дошкольников развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого и музыкального опыта, применение его в нестандартной ситуации интегрированной деятельности. В ходе музыкально-коммуникативной деятельности происходит формирование грамматической структуры речи, развитие коммуникативных умений.
Понимая важность воздействия музыки на речь детей, мы выделяем интегративную музыкально-коммуникативную детскую деятельность, как одну из эффективных в речевом развитии дошкольников. В своей работе мы решаем следующие задачи:
• Развивать у детей умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве.
• Развивать все компоненты устной речи детей
• Развивать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.
• Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.
• Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
• Развивать артикуляционные движения.
• Развивать мелодико–интонационные компоненты, творческую фантазию и воображение.
Для успешного решения данных задач, за основу работы по речевому развитию в музыкально-коммуникативной деятельности мы взяли погружение в лексическую тему на основе музыкального материала, многократность повторения речевого материала в разных формах музыкально-коммуникативной деятельности : беседах, речевых ситуациях, играх с правилами, придумывании и отгадывании загадок. Например, исполняя образные танцы, дошкольники учатся передавать в движениях под музыку разнообразные игровые образы: лисичка - хитрая и кокетливая, медведь - неуклюжий, но добрый и т. д. Дети с удовольствием перевоплощаются в игровые образы, этому способствует речевая ситуация, которая настраивает на передачу образа. А по окончании танца, дети рассказывают, почему был создан тот или иной образ. Тексты песен, под которые проводятся игры, представляют собой рифмованные подсказки к движениям детей и имеют сюжетно - образный нрав, что также помогает детям точнее понять содержание песни или смысл новых слов.
К педагогическим условиям речевого развития дошкольников в музыкально-коммуникативной деятельности относятся :
• подготовка педагогических кадров к реализации системы речевого развития посредством интеграции образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация»;
• расширение и обогащение содержания предметно-развивающей среды;
• осуществление взаимодействия с семьями воспитанников.
Обозначенные условия дополняют друг друга и в совокупности обеспечивают эффективность речевого развития.
Работа с педагогическими кадрами предполагает подготовку педагогов в ходе мероприятий, проводимых с педагогами разного уровня готовности к развитию всех компонентов устной речи в интегрированной музыкально-коммуникативной деятельности дошкольников и взаимодействию с семьями воспитанников в данном процессе.
Содержание консультаций «Развитие речи в музыкальных дидактических играх», «Формируем движения - развиваем речь», «Музыкальные загадки как средство формирования сложноподчиненных предложений», «Использование музыкально-речевых игр для развития музыкального и фонематического слуха» направлено на раскрытие сущности и важности развития речи в музыкально-коммуникативной деятельности.