Лариса Милова
Мастер-класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников.
Организационный момент:
Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить проблему развития речи у детей и поделиться опытом работы по данному направлению.
Публикация «Мастер-класс „Развитие речи дошкольников в игровой деятельности“» размещена в разделах
В нашем современном мире проблема развития речи детей дошкольного возраста стала очень острой. В век компьютеризации наши дети все чаще проводят время у мониторов компьютеров, телевизоров, что порождает дефицит так называемого «живого» общения. Отсюда и неумение детей строить диалогическую речь, неумение четко отвечать на конкретно поставленный вопрос, также дети затрудняются вести описательный рассказ, рассказ из собственного опыта.
Поэтому на нас с вами, уважаемые коллеги лежит большая ответственность по решению задач развития речи детей дошкольного возраста :
Развитие словаря
формирование грамматического строя речи
воспитание звуковой культуры речи
развитие связной речи
подготовка детей к обучению грамоте
развитие речевого дыхания, выразительности
А для решения этих задач мы используем следующие методы и приемы:
Условно можно выделить три группы методов — наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы используются в детском саду гораздо чаще нежели другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства - это рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов и диафильмов. Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.
Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы: заучивание наизусть, пересказ, рассказывание без опоры на наглядный материал (рассказ без показа (в группах раннего возраста) рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых (в дошкольных группах, обобщающая беседа (старших дошкольном возрасте для закрепления накопленных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору).
Данные методы требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах используются наглядные приемы обучения: показ предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций, картин, или демонстрация наглядного объекта для разрядки детей или отдыха (чтение стихов, загадок и т. д.).
Практические методы направлены на:
-обучение детей применять полученные знания на практике;
- усвоение и совершенствование речевых умений и навыков.
В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер, так как ведущим видом деятельности детей дошкольников является игра.
К практическим методам относятся различные дидактические игры (игры с наглядным материалом и словесная игра — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи, игры-драматизации (работа со знакомым литературным текстом, игры-инсценировки, хороводные игры, дидактические упражнения (ознакомление с новым, закрепление умений или навыков, творчески переработать усвоенную информацию). Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.
В своей работе с детьми я часто использую такие практические методы, как словесная игра, игры-драматизаци, игры-инсценировки с использованием различных видов театра.
И сейчас мы переходим к практической части мастер –класса и я предлагаю вам побыть в роли детей. Вам необходимо разделиться на две команды
(Команды садятся за два стола, на которых разноцветные карточки с цифрами)
Итак, уважаемые коллеги, команды определены. Прошу обратить ваше внимание на карточки с цифрами, они не простые, а с заданиями. У меня есть разноцветные лепестки и каждый раз после выполненного задания я буду прикреплять их на фланелеграф,а в конце посмотрим, что получится. Итак, приступаем
№ 1 (красный)
За 1 минуту придумать название команды и девиз
№ 2 (желтый)
Покажите сценку – пантомиму одной из предложенных сказок от начала и до конца так, чтобы команда противников могла узнать ее. На подготовку 2 минуты.
Для первой команды: «Теремок»
Для второй команды: «Колобок»
№ 3 (синий)
Игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.
Образец:
сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
Задание для группы №1.
«Рукавичка» от лица рукавички
Задание для группы №2.
«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.
№ 4 (зеленый)
Скороговорки
Участники должны произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.
Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»
Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»
№ 5 (оранжевый)
Измени или улучши предмет
№ 6 (фиолетовый)
«Блиц-опрос»
Вспомните пословицы, противоположные по смыслу данной: «Мал золотник -да дорог» Большой золотник, Да не нужен»
Для первой команды:
Коротка ночь до зари, коли много работы» (долог день до вечера, когда делать нечего)
Быстро передвигаться – далеко не уедешь. (Тише едешь – дальше будешь)
У чужих плохо, а у себя еще хуже. (В гостях хорошо, а дома лучше)
Для второй команды:
Красив дом без углов, а не красив без выпечки. (Не красна изба углами, а красна пирогами)
Кто поздно ложиться, у того ничего и нет. (Кто рано встает, тому бог подает)
Что не посадишь, то и не вырастет. (Что посеешь, то и пожнешь)
№ 7 (голубой)
Сочини сказку
Уважаемые коллеги, посмотрите на фланелеграф и скажите, какой цветок у нас получился?
- цветик-семицветик.
Да это волшебный цветик- семицветик из сказки В. Катаева. А получился он благодаря нашему с вами старанию. Пусть он выполнит самое заветное желание каждого из вас.
Мы с вами хорошо поработали и в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, а на другой радость. Чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты!
Всем спасибо!