Татьяна Ильина
Конспект занятия по развитию речи и коммуникативной деятельности «Беседа об осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
Коммуникативная деятельность
Развитие речи
Тема: Беседа об осени.
Интеграция ОО:, «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и коммуникативной деятельности „Беседа об осени“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- расширять и систематизировать представление детей об осени; учить чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей;
- Развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
-Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру(«Речевое развитие»)
Методы и приё мы:
- наглядные – показ демонстрационного материала
- словесные – рассказ воспитателя, диалог.
- практические –игра.
Материалы: Картины об осени, аудиозапись П. Чайковского из серии времена года, карточки для Д/игры. Картины об осени, аудиозапись П. Чайковского из серии времена года, карточки для Д/игры.
Логика образовательной деятельности :
Ход занятия:
1. Рассматривание картин об осени
2. Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», обсуждение прочитанного.
Ведущий. А. С. Пушкин написал много стихотворений об осени. Я вам прочту одно из них:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Ведущий. Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?
Дети. Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.
Ведущий. Почему это стихотворение грустное?
Дети. Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.
Ведущий. Сколько месяцев в году?
Дети. 12 месяцев в году.
Ведущий. Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?
Дети. К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.
Ведущий. Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?
Дети. Златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют)
Ведущий. Как готовятся к зиме звери?
Дети. Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.
Ведущий. Какие работы у людей в сентябре в саду и в поле?
Дети. С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают.
Ведущий. Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – пшеницу и рожь.
физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
3. Слушание аудиозаписи
4. Рассказ педагога об осенних признаках природы ответы на вопросы
Ведущий. Уйдет сентябрь, а вслед за сентябрем прийдет октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?
Дети. Листопадом.
Ведущий. «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?
Дети. Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.
Ведущий. Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы.
Давайте с вами вспомним народные приметы.
Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.
Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.
Паутина стелется по растениям – к теплу.
Гром в сентябре предвещает теплую погоду.
Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
Ведущий. Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?
Дети. Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше.
Ведущий. Какие улетают чуть позже?
Дети. Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды.
Ведущий. Какие птицы улетают последними?
Дети. Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.
Ведущий. Какие птицы летят в одиночку?
Дети. Сокол и кукушка.
Ведущий. Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?
Дети. Перелетными птицами.
Ведущий. А птиц, которые зимуют у нас?
Дети. Зимующие птицы.
Ведущий. В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?
Дети. Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.
Воспитатель. Чем занимаются люди в октябре?
Дети. Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту.
Ведущий. Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой.
Ведущий. Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?
Дети. «Ворота зимы», «предзимник»
Ведущий. Чем занимаются лесные жители в ноябре?
Дети. Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал.
Ведущий. Какие работы у людей в ноябре?
Дети. Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки.
Ведущий. Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?
Дети. В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.
Ведущий.
Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню – зиму.
6. Рассказы детей о своих наблюдениях за окружающей природой
Ведущий. Вот такой прекрасной предстает перед нами осень. А какие изменения в природе и интересные наблюдения замечаете вы?
Дети рассказывают о своих впечатлениях.
7. Д/у «Когда это бывает?»
Ведущий. Сегодня мы с вами вспомнили о том, какая замечательная пора наступает в природе.
Что мы с вами сегодня обсуждали?
Что интересного вы сегодня узнали?
Понравилась вам наша беседа?
Картинки с осенними пейзажами давайте оставим в познавательном уголке и в свободное время вы сможете снова полюбоваться красотой осеннего пейзажа.