Юлия Шаронова
Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Тема, над которой я работала, была взята мною неслучайно. Ведь именно в младшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к природе, начинает развиваться речь. А чтобы поддержать этот интерес необходимо обогащать детские впечатления яркими образами природы, так как всё, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Начиная работать над методической темой определила цель и задач педагогической деятельности.
Цель:формирование речевых навыков детей посредством эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Для достижения данной цели мною были определены следующиезадачи:
- учить детей выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства,
- способствовать развитию у малышей элементов экологической культуры в разнообразных видах деятельности.
- воспитывать доброжелательное отношение к объектам природы.
Для разработки подобрала и изучение методическую литературу:«Развитие речи при ознакомлении с природой» Поваляевой М. А., разделы «Ребенок открывает мир природы» и «Развиваем речь детей» комплексной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Бабаевой Т. И. и др., «Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе Детство» Бабаевой Т. И., «Экологическое воспитание в детском саду»Соломенниковой О. А., «Занятия на прогулке с малышами»Теплюк С. Н., «Развитие речи в детском саду» Гербовой В. В., «Комплексные занятия в 1 младшей группе детского сада» Бондаренко Т. М. Л. Згурской «Экология малышам» (ж-л «Воспитание и обучение», Козлова, С. А. Дошкольная педагогика // С. А. Козлова – М. : Педагогика,
С учетом данных начальной диагностики, которая проводилась в процессе индивидуальных игр с использованием наглядных пособий, мною был составлен перспективный план, который позволил в системе добиваться намеченной цели.
Воспитывая интерес к природе, развивая речь малышей, использовала разнообразные формы и методы работы:
занятия в игровой форме,
индивидуальная работа с детьми по развитию речи,
наблюдения в природе,
чтение стихов, потешек, песенок о природе,
дидактические игры и упражнения на расширение представлений о животном мире,
игры-инсценировкипо сказкам «Курочка Ряба», «Козлятки и волк», «Колобок», по потешкам «Сорока – сорока», «Чьи детки»
подвижные игры: «Соберем шишки для мишки», «Солнечные зайчики», «Прячем мишку», «Наседка и цыплята» и другие.
Ознакомление детей с природой я начала с рассматривания красочных иллюстраций, картинок, игрушек, сопровождающегося чтениемпотешек, песенок, стихов. В форме веселой увлекательной игры, знакомила малышей с окружающей природой, воспитывая доброе отношение к ней.
Организуя с детьми наблюдения, формировала у детей знания о природных явлениях (дождь, снег, ветер и др., давала представление о причинно-следственных отношениях: дождь – мокро, кругом лужи, сосульки и снег холодные – в рот брать нельзя – заболеешь, когда светит солнце – тепло, когда дует ветер – холоднои т. п.
Наблюдая за растениями, обращала внимание малышей на яркую зеленьрастений, красоту различных цветов. Своим примером воспитывала бережное отношение к растениям, а в конце 3 года жизни привлекала к посильному уходу за растениями.
В процессе наблюдений, обогащала представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы,умением обследовать объекты природы с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий, обогащением словаря.
Наряду с наблюдениями широко использовала дидактические игры, которые позволили уточнять, закреплять, расширять ранее полученные детьми представления о природе, активизировать словарь.
Использование разнообразных подвижных и имитационных игр (передача характерных движений зверей и птиц, звукоподражание, игр-имитаций, сопровождающихся текстом («Котик и козлик», «Я люблю свою лошадку» и др.) способствовало развитию речи, воображения и творчества.
Содержательная исследовательская деятельность позволяет расширять знания детей о природе, обогащать сенсорный опыт детей, тренировать мелкую моторику рук, активизировать речевые проявления – это игры-экспериментирования «Испечем пирожок», «Тонет – не тонет», «Поймай рыбку», в которых малыши познают сыпучесть песка, текучесть воды, тяжесть камушка.
Создание игровой среды, побуждающей детей к взаимодействию со сверстниками и взрослыми способствует развитию игрового и речевого творчества. Обогащая предметно-развивающую среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, речевую активность, оформила развивающие центры :
- книжный уголок, который содержит:
- подборку художественной литературы природоведческой направленности – произведения фольклорного жанра (сказки, потешки, песенки, прибаутки и т. д., прозу, поэзию;
- разнообразный иллюстративный материал;
- фотографии природных объектов нашего региона;
- красочные плакаты «Дикие и домашние животные», «Домашние птицы», «Собираем урожай»,«Овощи, фрукты, ягоды»;
- муляжи овощей, фруктов;
- предметные и сюжетные картинки;
- уголок природы, оснащенный различными объектами живой и неживой природы, обогащающими представления детей – это комнатные растения, «огород на окне», плоды различных растений; песок, вода, камешки, ракушки, деревяшки;
- оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, способствующее повышению интереса к исследовательской деятельности – «центр воды и песка», фартуки и нарукавники, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, леечки, опрыскиватель, различные емкости, бросовый материал и т. п. ;
- оборудование для творческого экспериментирования и изо деятельности – пластилин, глина, краски, обводки,трафареты, отображающие объекты природы;
- наборы открыток «Птицы», «Рыбы», «Комнатные растения», «Бабочки» и др. ,
- мягкие игрушки: лиса, медведь, заяц, белка, ежик, мышка, лягушка, кошка, собачка, овечка, курочка с петушком и цыплятами, уточка;
- тематические наборы «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы».
Мною приобретены игры: «Овощи и фрукты» «Развивающее лото», развивающие кубики -«С бабушкой на грядке», «Дикие животные», «Домашние животные»; изготовлены игры: «Красивые листочки»,«Снежинки»,«Я гуляю по двору»,«У кого какая мама»,«Экологическое колесо»; оформлена подборка картотек по темам: «Уроки для самых маленьких», «Мир вокруг нас», «Овощи и фрукты».
Данные диагностики по теме «Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой» :
Учебные годы
2015-2016
I младшая
(2-3) 2016-2017
I младшая
(2-3) 2017-2018
вторая группа детей раннего возраста
(1,6-2)
Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года
44% 83% 38% 67% 24% 48%
Диагностические данные свидетельствуют о положительной динамике развития у детей :речь детей обогатилась, за счёт увеличения знаний о природе, стали активно использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы. Дети рассказывают с помощью взрослого: об увиденном объекте живой и неживой природы, о событиях, связанных с наблюдениями в природе, из личного опыта; слышат и понимают заданные вопросы воспитателя в процессе наблюдений в природе. Дети проявляют интерес к объектам природы, доброжелательно относятся к живым существам, с удовольствием стали наблюдать за изменениями в природе. В 2017-2018 учебном году показатели ниже, чем за прошедший период, ввидутого, что в группу приняла детей в возрасте от 1,6 до 2 лет. У детей данного возраста уровень развития коммуникативных и познавательных способностей ниже, чем у детей I младшей группы, соответственно и показатели ниже. Эффективному решению задач методической темы способствовало поддержание партнерских отношений с семьями воспитанников. Работа с родителями велась в следующих направлениях:
В течение работы по этой теме оформила консультации: - «Связная речь как средство развития речи у детей», - «Знакомим малыша с окружающим миром», - «Пальчики учат говорить», - «Обучение детей связной речи», - «Воспитание у детей заботливого отношения к животным»; тематические листы: - «Игра как метод ознакомления с природой», - «Речевое развитие детей», - «Развитие речи – главное в этом возрасте», - «Ознакомление с явлениями природы».
Дни открытых дверей: - дидактическая игра лото «Домашние животные» - восприятие художественной литературы по мотивам сказки «Репка» - лепка «Проложим дорожку из камешков»
- восприятие художественной литературы по сказке «Курочка ряба»
Разработка буклетов для родителей:
- «Десять, почему необходимо детям читать»
- «Учимся играя»
- «Развитие речи – главное в этом возрасте»
Рекомендации:
- «Как помочь малышу в домашних условиях, если вы видите что он говорит мало»
- «Десять правил воспитания ребёнка»
Подводя итоги, пришла к выводу, что целенаправленная работа по развитию речевой активности детей,использование разнообразных методов и форм работы с детьми, сотрудничество с родителями воспитанников, насыщенная развивающая среда помогли мне добиться успехов в формирование речевых навыков детей посредством эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Научились выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства, что способствовало развитию у малышей элементов экологической культуры в разнообразных видах деятельности.
В дальнейшем предполагаю продолжить работу в данном направлении, используя наработанный материал. В учебном году начну работу по теме: «Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры»