Елена Федотова
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре, были отрывочны и поверхностны. Одной из причин можно считать то, что в известных общеобразовательных программах задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформированы слишком общо. Так же, окружающая действительность не предоставляет возможности реально приобщать детей к народной культуре. Обделено вниманием устное народное творчество – оно не используется как средство, обеспечивающее знания об истории России. А ведь разные виды и жанры устного народного творчества содержат много интересных и познавательных для детей знаний. Чаще всего воспитатели используют в своей работе сказки, загадки, но с детьми старшего дошкольного возраста почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. Использование в комплексе видов и жанров устного народного творчества не изучается. В целом это объясняет актуальность выбранной темы.
Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности» размещена в разделах
Устное народное творчество является эффективным средством ознакомления с историей России детей пяти – шести лет при следующих условиях:
- Воспитание интереса к истории России.
- Отбор содержания знаний об истории России. Критерии отбора: системность, доступность, необх одимость для детской деятельности.
- Отбор текстов устного народного творчества.
Критерии отбора: познавательность, доступность, комплексность (взаимодополняемость, художественность. В соответствии с критериями, нами была проведена диагностика, которая показала актуальность выбранной темы в данной возрастной группе. Так же была разработана система и технология помесячного планирования на учебный год. Основной из используемых методов – проектирование. Одним из проектов был исследовательско – познавательный проект «Хлеб – всему голова». Его участники: дети старшего дошкольного возраста, родители и воспитатели.
Цель проекта : расширить знания детей о Родине, окружающем мире; сформировать представления о ценности хлеба, общественной значимости труда хлебороба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.
Задачи проекта :
- Формировать гордость за Родину; учить ценить труд людей, выращивающих хлеб; прививать детям любовь к труду, бережное отношение к хлебу.
-Закрепить систему знаний детей о приготовлении хлеба. Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину на Руси и в настоящее время. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей.
- Закрепить знания детей о последовательности роста растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло).
-Приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия.
- Развивать у детей художественно – творческие способности, умение работать в коллективе.
Для осуществления поставленных задач были использованы различные методы работы:
- Детям показана презентация: «Путь хлеба»;
- Рисование с натуры : «Колосок»;
- Лепка: «Колосок;
- Знакомство с техникой (показ иллюстраций);
- Лепка, рисование, аппликация «Сельскохозяйственная техника»;
- Чтение сказки «Колосок»;
- Создание иллюстраций к сказке «Колосок»;
- Театральная постановка сказки «Колосок»;
- Изготовление и выпечка хлебобулочных изделий из солёного теста для сюжетно – ролевой игры «Магазин»;
- Изготовления и выпечка печенья с детьми в группе;
- Иллюстрирование пословиц о хлебе (дети с родителями);
- Конкурс «Вкусняшка»;
- Досуг с родителями и детьми «Хлеб – всему голова».
В начале данного проекта нами были поставлены цели и задачи; мы осуществляли их с помощью разных методов работы, которые показали свою эффективность. На протяжении всего проекта дети и родители проявляли интерес во всех этапах и видах деятельности. Успех проделанной работы обусловлен увлекательным, интригующим, занимательным преподнесением систематизированного материала. Так же немаловажно подчеркнуть успех каждого ребёнка в проделанной им самим и в совместной с родителями работе. Актуализация проектной деятельности в детском саду позволяет ребёнку ощутить себя полноценной личностью, с качествами равного человека с окружающему себя обществу, нацелена на дальнейшую персонификацию принятия решений, что, в свою очередь, определяет подопечного самостоятельным индивидуумом социума.
Таким образом уникальность проектной деятельности состоит в том, что она индивидуальна, то есть, подобрана к каждому ребенку, его интересам с определенным подходом, исключая общность, но создавая конгломерат взаимоотношений личностей.