Ионова Любовь
Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать +Заказ
Статья «Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР».
Ионова Любовь Павловна воспитатель группы для детей с ЗПР.
МБДОУ - Детский сад № 548
г. Екатеринбург
Что такое мелкая моторика.
Публикация «Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений : таких как, например, рисование, письмо, вязание и др.
Значение мелкой моторики.
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Также развитие мелкой моторики является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»- сказал В. А. Сухомлинский.
И действительно, от развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому при поступлении ребенка в школу обязательно проверяется уровень развития мелкой моторики. Ведь овладеть письмом ребенок сможет, только если его пальчики хорошо слушаются Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.
Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Педиатры и психологи бьют тревогу: в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией, проблемами с письмом и нарушениями речи стало на порядок больше, чем 30-40 лет назад. Это хорошо видно по количеству детей, которые нуждаются в логопедической помощи.
Цель нашей работы - это достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей с использованием разнообразных методов, приемов, материалов.
Развитие мелкой моторики позволяет развивать мышление, внимание, восприятие, воображение, наблюдательность, речь, а также позволяет подготовить руку ребенка к письму, рисованию.
Работа по развитию движения рук в нашей группе проводилась каждый день. Все задания приносили детям радость, удовольствие. А чтобы заинтересовать детей и помочь им овладеть какой-то новой информацией, мы превращали обучение в игру и при этом очень важно всегда хвалить ребенка.
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми мы занимались, а также можно заниматься ими дома.
• Игры с пуговицами
Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Различные виды мозаик или игры с пуговицами, развивают внимание, восприятие.
• Рисование по манной крупе, муке, по гречневой крупе
Можно рисовать по манной крупе, муке, по гречневой крупе. Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом, и развивает чувственное восприятие, фантазия и воображение.
• Собирание разрезных картинок, пазлов, кубиков
Эти игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно - двигательную координацию.
• Аппликации
При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика. Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые.
• Игры с прищепками (дождик, лучики, травка, лепестки, листочки и т. д.)
Также можно играть с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
• Перекатывание карандаша в ладонях
Перекатывание карандаша в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.
• Рисование и раскрашивание карандашами
Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след. Ребенок должен учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины. В процессе рисования у детей развиваются не только представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
• Рисование пальчиками, графомоторные дорожки.
• Лепка
В ходе занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт, учатся доводить работу до конца. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, развитию самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, формированию умений и навыков в лепке.
• Шнуровки
Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.
• Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
• Массаж шариками и колечками Су Джок терапии
• Игры с бусами «Бусоград»(нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку).
• Сухой бассейн (нахождение мелких игрушек).
• Игры с бумагой (мять, рвать, разворачивать).
• Игры с счетными палочками (выкладывание фигур).
• Игры с крышками (составление узоров, шагание пальчиками, нанизывание на верёвочку)
Заданий и упражнений, направленных на развитие очень много, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Тут главное учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Наша задача поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывать хвалить ребенка.
Систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи, а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.