Антонина Кузнецова
Консультация «Развитие детского творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
«Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта…»
Э. Фромм
В последние годы одно из центральных мест в дошкольной педагогике занимает проблема развития детского творчества. Наше дошкольное учреждение вот уже много лет считает это направление приоритетным и уделяет особое внимание формированию у детей эстетического видения мира. Ведь человек будущего не мыслим без высокой культуры чувств, без понимания законов красоты окружающего мира. Видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такой человек не способен на безнравственные поступки. Кроме того, мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен, и нашей стране нужны творческие, способные нестандартно и неординарно мыслить, люди.
Публикация «Консультация „Развитие детского творчества“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Каждый ребенок рождается с творческими способностями. Но, увы, не все дети сами могут открыть дорогу к созиданию, и таланты, порой действительно заложенные самой природой, так и не раскрываются. Важную роль в формировании творческой индивидуальности играет социальная среда. И хотя среда не создаёт, а только проявляет талант, ей отводится 95% влияния на формирование креативности и только 5% влиянию наследственности. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для раскрытия способностей и развития творческого потенциала ребёнка. И начинать эту работу надо с самого раннего возраста.
В своей работе с детьми педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения во главу угла ставит создание для ребенка эмоционального комфорта. Это самое главное условие раскрытия детского творческого потенциала. И, поэтому, начиная работу в первой младшей группе, мы стараемся создать для детей атмосферу психологической защищенности, чтобы ребенок смог почувствовать, что его здесь любят и ждут. Без лишней скромности можно сказать, что наш детский сад стал для многих детей вторым домом. Детям настолько комфортно и уютно в детском саду, что они, буквально, не хотят уходить домой. А за выходные так скучают по детскому саду, что родители часто спрашивают воспитателей: «Что вы с ними здесь делаете, что они не хотят домой?». Может быть, так детская психика защищается от предлагаемого родителями «досуга». Ведь сегодня многие родители своеобразно организуют свободное время своих детей. В большинстве своем, это сводится к просмотру детьми некачественных мультфильмов, в которых грубость, насилие и агрессия являются нормой. К огромному сожалению, ушли в небытие старые добрые мультфильмы и сказки о добре, дружбе, красоте, благородстве.
Другие родители свою заботу измеряют количеством кружков, секций, школ, которые посещает их любимое «чадо». Естественно, это не лучшим образом сказывается на детской психике. Дети испытывают хроническую усталость, эмоциональное и мышечное перенапряжение. В результате, дети идут в школу уже уставшими от учёбы, а сложная школьная программа требует от ребёнка умственного и физического напряжения.
Но, с другой стороны, родители сегодня являются «заложниками» школьной программы, которая предполагает наличие у потенциального первоклашки определённого, солидного, багажа знаний. В первый класс дети часто идут буквально «нашпигованные» информацией из разных областей знаний, они похожи на набитый книгами рюкзак, в который уже ничего невозможно втолкнуть. Но у них нет главного: искорки, интереса в глазах, они уже устали от учёбы. И тот багаж знаний, с которым они пришли в школу, висит на их неокрепших плечах, не позволяя добавить в него больше ничего. Где же выход?
Это не праздный вопрос и от ответа на него зависит не только успеваемость ребёнка в школе, но и состояние его физического и психического здоровья, а во многом и дальнейшая судьба. Ответ на этот вопрос ищут не один год педагоги детского сада и школы, порой перекладывая ответственность друг на друга.
Нам кажется, что наше образовательное учреждение находится на правильном пути в понимании этого вопроса. Ребёнок развивается гармонично тогда, когда он постоянно окружён атмосферой гуманизма, эстетики, творчества.
Нет проблемы не талантливых детей, есть проблема упущенных возможностей – это наш девиз.
Развитие художественно-творческих способностей – это:
1. Развитие эстетического восприятия (накопление сенсорного опыта).
2. Развитие образного мышления, опирающегося на зрительные представления.
3. Развитие воображения.
4. Владение разнообразными способами творческой деятельности.
5. Создание положительного эмоционально-психологического настроя на определённый вид деятельности.
Итак, в основе творчества лежит развитие воображения. По словам А. Эйнштейна, «Воображение важнее знания, ибо, «знание ограничено, воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции». Благодаря воображению человек мечтает, творит, созидает.
Л. С. Выготский считал, что «воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека». Поэтому, развитие у детей культуры видения, способности к наблюдательности, к внимательному рассматриванию окружающих его предметов, является важнейшей стороной работы с детьми. В этом отношении большое внимание уделяется работе с предметами, в том числе с подручным и бросовым материалом. С младшей группы, находя на прогулке какие-нибудь предметы, воспитатели вместе с детьми стараются найти сходство этих предметов с чем-нибудь. Со временем они учатся видеть в коряге – человечка, в камушке – зайчонка, в кленовых листьях – растопыренные ладошки, в облаках – летающих животных…
По мнению многих учёных, особенность детского творчества заключается в том, что оно является игрой. Но эта игра – исходный пункт, из которого пойдёт развитие личности. В арсенале воспитателей много игр для развития воображения. Л. С. Выготский писал о том, что «творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое».
В работу по развитию художественно-творческих способностей включены все педагоги коллектива ДОУ, в том числе педагоги дополнительного образования. Координация педагогов художественно-эстетического блока с воспитателями групп – условие успешной работы по развитию творческих способностей детей.
Одним из главных, а точнее, главным условием художественно-творческого развития детей является наличие увлечённости, творческого начала у самого педагога.
Наш коллектив в своём большинстве состоит из таких творческих личностей. А вот преемственные связи со школой в решении задач художественно-творческого развития находятся на стадии формальных отношений. Причин тому несколько: это и большой «разброс» школ, выбранных родителями, и (да простит нас школа) то отношение, которое сформировано в школах к «рисованию и музыке». Тем не менее, большинство наших выпускников достаточно успешны в учёбе: раскрепощённость, уверенность в себе, свобода выражения мыслей, развитое воображение помогают легко справляться с непростой программой школы. Не один выпускник нашего детского сада пополнил ряды городских художественных коллективов (танцевальных, хореографических, изобразительных, театральных). И мы этим гордимся.
Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству
1. Искренность, непосредственность переживаний.
2. Увлечённость, «захваченность» деятельностью.
3. Способность к «вхождению» в изображаемые обстоятельства.
4. Образное видение.
Показатели качества творческих действий ребёнка
1. Внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований в знакомый материал.
2. Создание новой комбинации из старых элементов.
3. Применение известного в новых условиях.
4. Самостоятельный поиск наилучшего решения.
5. Быстрота реакции, находчивость в действиях, ориентировка в новых условиях.
6. Нахождение оригинальных приёмов решения творческих заданий.
Показатели творчества результатов художественной деятельности
1. Нахождение и использование разнообразных средств для воплощения образа в творческой работе.
2. Своеобразие (индивидуальность) манеры исполнения.
3. Общая эстетическая направленность созданного образа (продукта).
4. Оригинальность изображения (по содержанию, способам изображения).
10 правил развития творческих способностей у детей
1. Никогда не сравнивать ребёнка с другими детьми.
2. Не регламентировать постоянно жизнь ребёнка, дать ему право на самостоятельный выбор, принятие решения.
3. Формировать у ребёнка интерес ко всему новому.
4. Развивать личностные мироощущения ребёнка.
5. Не перегружать информацией и занятиями.
6. Развивать эмоциональную сферу. Эмоции – движущая сила творчества
7. Развивать психические процессы: внимание, мышление, память.
8. Развивать детское воображение и фантазию.
9. Бережно относиться к результатам детского творчества.
10. Помнить: нет проблемы не талантливых детей, есть проблема упущенных
возможностей!