Галина Иванова
План самообразования «Развитие детского творчества посредством народного декоративно-прикладного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству.
Задачи.
- Изучить научную, учебно - методическую литературу по вопросу русских народных промыслов.
Публикация «План самообразования „Развитие детского творчества посредством народного декоративно-прикладного искусства“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
- Изучить опыт других педагогов – специалистов в этой области.
- Использовать полученный опыт в работе с детьми.
Актуальность.
Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К. Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Сентябрь
1. Беседа с детьми на тему «Глиняная народная игрушка». Цель: продолжать знакомить детей с историей народных промыслов. Учить различать народные промыслы (Хохломские, Дымковские, Филимоновские изделия Гжель) Просмотр компьютерной презентации «Глиняная народная игрушка»
2. Определение в группе места для уголка по декоративному рисованию, лепке».
3. Рисование: «Узор на полоске» Цель: Познакомить детей с законом симметрии и особенностями построения орнамента в прямоугольной форме.
4. Изготовление ширмы для родителей «глиняная народная игрушка».
5 Беседа с родителями на тему: «Воспитательное значение народной игрушки».
6. Взаимодействие с музыкальным руководителем: пение русских народных песен.
7. Взаимодействие с инструктором по физической культуре: разучивание русских народных подвижных игр.
Октябрь
1. Оформление уголка для кружка по декоративной лепке «Чудо глина».
2. Просмотр компьютерной презентации «Гжель беседа об её истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей.
3. лепка посуды и роспись Рассматривание альбомов с иллюстрациями.
4. Рисование с детьми. Тема: «Филимоновская радость». Цель: Учить детей рисовать кончиком кисти перпендикулярные, параллельные и наклонные полоски, ломаные линии и елочки.
5. Ручной труд: украшение Филимоновских игрушек шерстяными нитками.
6. Консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук и улучшения глазодвигательной функции у детей».
7. Городской конкурс для детей совместно с родителями «Народная игрушка». Номинации: 1. глиняная игрушка 2. сшитая из ткани.
8. Взаимодействие с логопедом: «Народные потешки для логопедических упражнений с детьми».
9. Мастер класс для педагогов по ручному труду: «Использование шерстяных ниток для украшения Филимоновских игрушек».
Ноябрь
1. Просмотр компьютерной презентации «Филимоновская игрушка», беседа об её истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей Филимоновской игрушки.
2. Рассматривание альбомов с иллюстрациями Филимоновских орнаментов и игрушек-свистулек.
3. Рисование с детьми. Тема: «Филимоновская радость». Цель: Учить детей рисовать кончиком кисти перпендикулярные, параллельные и наклонные полоски, ломаные линии и елочки.
4. Консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук и улучшения глазодвигательной функции у детей».
5. Взаимодействие с логопедом: «Народные потешки для логопедических упражнений с детьми».
Декабрь
1. Заучивание пальчиковой гимнастики «Дом».
2. Рисование: «На ферме». Цель: Учить детей расписывать традиционные формы филимоновских игрушек животных. Закреплять знания о композиционном расположении филимоновского узора в различных формах. Воспитывать аккуратность в работе.
3. Консультация для родителей: «Техника рисования Филимоновской росписи».
4. Беседа с родителями: «Почему ребёнку важно знать народную игрушку?»
5. Взаимодействие с инструктором по физ. культуре: разучивание русских народных игр : «Горелки», «Плетень», «Филин и пташки».
Январь.
1. Заучивание стихотворения «Чудо Филимоновских свистулек»
2 Подвижная игра «Горелки»
3. Консультация для родителей: «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста». Цель: Познакомить родителей русскими народными играми, показать доступность их для детей рекомендовать использовать их в организации досуга с детьми.
4. Практический семинар для воспитателей «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста» Цель: Познакомить и заинтересовать педагогов русскими народными играми, показать доступность их для детей дошкольного возраста, рекомендовать использовать их в работе с детьми.
5. Взаимодействие с психологом: «Место и роль народных игр в социализации детей».
Февраль
1. Беседа о происхождении «Дымковской игрушки», рассматривание особенностей орнаментов и цветовой гаммы изделий.
2. Чтение легенды: «Откуда появились знаки в рисовании».
3. Заучивание физ. минутки «Дымковские игрушки».
4. Д. и. «Угадай какая роспись».
5. Рисование: «Дымковские узоры», «Сударыня – барыня», «Уточка с утятами», «Хвост Индюка». Цель: Познакомить детей с созданием дымковской игрушки, последовательности действий. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.
6. Русская народная игра «Городки».
7. Родительское собрание на тему: «Эстетическое воспитание детей через декоративно-прикладное искусство»8. Изготовление папки-ширмы «Дымковская игрушка».
Март
1. Чтение русской народной сказки о богатыре Иване.
2. Рисование : «Барин», «Наряд барыни», «Козлик». Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам. Использовать разные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы).
3. Лепка Дымковской барыни.
4. Д. и «Узнай элементы узора».
5. П. и. «Плетень».
6. Развлечение по декоративно-прикладному искусству «В гости к краскам» (в группе совместно с родителями).
Апрель
1. Чтение стихов о дымковской игрушке.
2. Расписывание Дымковской барыни.
3. Аппликация: заготовка силуэтов Дымковских игрушек.
4. Рисование : «Козлик» Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам.
5. Д. и. «Разрезные картинки»
6. Итоговое интегрированное занятие: «Дымковские игрушки» 7. Консультация для педагогов: «Народное искусство как начало изучения своей страны»
8. Мастер-класс для педагогов «Использование техники «квиллинг» для украшения Дымковских игрушек.
Май
1. Оформление итоговой выставки работ по декоративному рисованию.
2. Развлечение «Дымковские забавы»
3. Выступление на итоговом педагогическом совете: «Развитие творческих способностей ребёнка через декоративно-прикладное искусство».
Список изучаемой литературы.
1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
2. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.
3. Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Москва.
4. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
5 Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998. 6. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
7. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
8. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
9. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
10. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
11. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
12. Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
13. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
14. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
15. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
16. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
17. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
18. Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие.
19. Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. Москва. Педагогика, 1970.
20. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.
21. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. Москва. Гном и Д, 2001.
22. Паншелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Паншелеева Л. В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 197.
23. Разина Т. М. Русское народное творчество. Москва. 1993.
24. Рондели Л. П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984.
25. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий.
26. Федотов Г. Я. Послушная глина. Москва. АСТ - Пресс, 1997.