Лучший педагог года

Развитие детского творчества и инициативы в процессе обучения игре на деревянных ложках

Альфия Перко
Развитие детского творчества и инициативы в процессе обучения игре на деревянных ложках
▼ Скачать + Заказать документы

Многие из вас, вставая перед вопросом создания детского шумового оркестра, сталкивались с целым рядом проблем: отсутствие или малое количество необходимых музыкальных инструментов, недостаток соответствующей литературы и нотного материала, а также не владение в полной мере методикой обучения игре на инструментах.

В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста оправдано включение ударных шумовых инструментов и прежде всего ложек. Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психоэмоциональным состоянием. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха сперва только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, он постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, так как каждый ударный инструмент имеет свой неповторимый тембр, силу звучания, которые рождаются под воздействием многих факторов (величина резонатора, порода дерева, влажность обрабатываемой древесины, технология изготовления и т. п.). У ребенка формируется потребность к самостоятельной творческой деятельности.

Публикация «Развитие детского творчества и инициативы в процессе обучения игре на деревянных ложках» размещена в разделах

Ложка изначально использовалась как предмет домашнего быта.

«Всех кормлю с охотой я, а сама безрогая» — такую загадку обычно задавали детям.

Деревянные ложки, являясь принадлежностью обеденного стола, имелись в каждой семье. На смену деревянным пришли ложки, сделанные из различных металлов (сталь, алюминий, серебро).

Сколько лет ложке — определить сложно, но можно предположить, что она была создана, как только в процессе развития древнейших орудий производства и охоты у человека возникла возможность смастерить удобное для еды средство домашней утвари.

При изготовлении деревянных ложек не требовалось особенно выдающихся умений. Материала (древесины) было предостаточно, поэтому они получили повсеместное распространение.

С помощью топора человек раскалывал бревно на небольшие чурки, которые обтесывались вчерне. Эту работу, которая называлась «бить баклуши», часто доверяли подмастерьям или детям. А позднее это выражение стало употребляться в значении бездельничать, праздно проводить время, заниматься пустяками.

Еда становится более вкусной и ароматной, если есть ее деревянной ложкой, да и обжечься горячей едой, которая находится в деревянной ложке, довольно сложно. Каждый человек имел свою, личную ложку и всегда носил ее с собой. По форме, рисунку или просто по изображенной на ложке отметке можно было получить дополнительную информацию о ее владельце — что он за человек, чем занимается или какую пищу предпочитает есть.

В «Толковом словаре» В. И. Даля приведены основные разновидности русских ложек: «межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки».

Ложку носили за поясом или за голенищем сапога, в специальном футляре и без него. У наемных рабочих — бурлаков — особым шиком было закреплять свои расписные ложки повязкой на лбу. Причем по росписи можно было определить, к какой артели принадлежал тот или иной работник.

Иногда черенок ложки украшали зооморфным изображением, например, рыбы. Рыба является древнейшим символом плодородия, вновь рождаемой жизни — ее изображение, помимо декоративной функции, усиливает предназначение ложки, дающей человеку пищу, а значит, жизнь и благополучие.

Ложки активно использовались и в различных обрядовых действиях, ритуалах, в том числе и во время гаданий. Широко известно такое гадание: накануне Рождества девушки наливали в ложки воду и выносили в холодные сени. Когда вода замерзала, они смотрели в ложки. Если на воде образовывались пупырышки, то это означало, что новый год принесет благополучие, а если появлялись ямки, то это предвещало несчастье. Еще ложку понравившегося человека прижигали, чтобы приворожить его к себе.

Ложка была непременным атрибутом на свадьбах. Так, на свадьбе ложку вручали невесте, ведь ложка прежде всего представляла женское начало, символизировала вхождение невесты в новый статус хозяйки. Да и по примете, если падала ложка, считалось, что придет женщина, если нож — мужчина.

Часто на свадьбе ложки жениха и невесты связывали вместе, чтобы и по жизни они были неразрывным целым. По той же причине, когда жених и невеста оказывались за свадебным столом, им советовали есть одной ложкой из одного блюда.

Свидетельством особого отношения к ложке является тот факт, что она была лучшим подарком близким людям, на них даже писали пожелания.

Ложка в семье имела и воспитательную функцию — глава семейства за столом мог стукнуть выпуклой стороной черпака расшалившегося ребенка, по лбу.

Веками совершенствовалась форма этого необходимого для каждого человека предмета. Рисунки (часто — традиционная роспись, орнамент) на ложках отражали уровень развития самобытной культуры народа в различных местностях.

Всем известны хотьковские ложки с плоскорельефной резьбой, хохломские расписные ложки, вятские ложки с выжженными узорами и многие другие.

Ложки изготавливали и продолжают изготавливать из березы, осины, ольхи, липы.

Во время боевых действий в годы Великой Отечественной войны каждый военнослужащий носил с собой собственную ложку, на которой, как правило, были выцарапаны инициалы или другая информация о воине. И сейчас во время поисковых работ нередко удается находить ложки рядом с останками героев, с помощью которых можно установить личность конкретного человека.

О музыкальных свойствах ложек люди скорее всего догадались во время приема пищи, услышав характерный стук о дно тарелки. Так как во многих населенных пунктах музыкальных инструментов не было в принципе, то обращение внимания на музыкальные качества утилитарных предметов стало не случайным. Все, что было под рукой и могло издавать при ударе яркий звук (печные заслонки, сковороды, горшки, тазы, самоварные трубы, косы, пилы и др., применялось во время музыкального сопровождения песен, танцев. Выразительность звучания ложек позволила им прочно закрепиться в качестве простейшего народного музыкального инструмента. В дальнейшем сообразительный русский народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые уникальные возможности этого предмета.

Ложки использовали во время плясок, танцев, песен для особого подчеркивания их эмоционального, ритмичного характера. О потешном применении ложек свидетельствуют многочисленные лубочные картины, относящиеся к ХVIII – ХIХ векам, на которых изображены коза и медведь, которые «прохлаждаются и на музыке своей забавляются. Толстый медведь шляпу надевает и в дудку свою играет, а коза в сарафане перед ним скачет и рогами своими с колокольчиками машет. У фабричных в ложки играть научилась и медведю гораздо полюбилась».

Впервые в ансамблевую исполнительскую практику игру на ложках в 1902 году ввел известный русский музыкант-этнограф, дирижер и композитор Николай Иванович Привалов (1868-1928). В любительском великорусском оркестре народных инструментов (1896-1914, которым руководил Н. И. Привалов, первым исполнителем на ложках стал студент А. А. Брянцев (1883-1961, впоследствии ставший основателем Ленинградского театра юных зрителей. Звучание и музыкально- исполнительские возможности ложек, зрелищность приемов исполнения на них вызывала неизменный восторг у слушателей. В составе этого оркестра впервые ложки прозвучали в опере Н. И. Привалова «На Волге» во время исполнения плясовой уральской песни «Полянка».

В дальнейшем основатель Великорусского оркестра Василий Васильевич Андреев (1861-1918) включил ложки в звучание и своего оркестра.

На ложках играли как сольно, так и в ансамблях народных инструментов; нередко их применяли в хорах песенников. Виртуозная и филигранная игра ложкарей вызывала неизменный восторг у зрителей.

Для дополнительного тембрового колорита и внешнего эффекта на черенках ложек закреплялись бубенцы, звоночки, маленькие колокольчики.

Сейчас в исполнительской практике также широко используются ложки-веера: ложки закреплены на деревянном бруске и по форме напоминают веер. Различные приемы игры на ложках расширяют музыкальные возможности инструмента, спектр его звуковых красок.

В настоящее время деревянные ложки по своему прямому назначению применяются редко. Хозяйки в основном используют ложки с длинными ручками для перемешивания готовящегося варенья. Ложки популярны в качестве сувенира или, в не расписанном виде, для изобразительной деятельности и художественно-прикладного творчества детей, а также для музыкальной деятельности в качестве простейшего ударного инструмента.

Обычные ложки помогают решать целый комплекс задач начального музыкального воспитания ребенка дошкольного или младшего школьного возраста. Они универсальны в применении, приемы игры на ложках быстро осваиваются, их форма и размер соответствуют размеру исполнительского аппарата (рук) дошкольника. Ложки прочны и надежны, имеют определенные музыкальные акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности и детской импровизации.

Исполнительство на ложках рассматривается как зарождающаяся модель проявления и становления музыкальных задатков детей дошкольного возраста, развития их личностных и коллективных качеств. Придумывая и исполняя собственные ритмы на ложках (на других ударных инструментах, импровизируя и создавая на них несложное ритмическое сопровождение, дети через собственное творчество учатся познавать мир музыки, развивать свое слуховое восприятие и музыкальную память.

Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Сама работа (игра) с музыкальным инструментом, осуществляемые движения во время исполнения физически развивают ребенка. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.

Стоит отметить, что, применяя только ложки, можно достаточно быстро создать ансамбль или оркестр ложкарей, являющийся активной формой музыкального воспитания в процессе коллективной музыкально-прикладной деятельности.

Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит детям радость.

Освоение игровых способов и приемов является важным этапом в достижении мастерства игры на ложках. Каждый исполнитель должен в совершенстве овладеть техническими возможностями инструмента, только тогда получится согласованная и профессиональная игра.

Методика овладения техникой игры на ложках основывается на принципах развивающего обучения:

1. От простого к сложному. Данный принцип реализуется в двух направлениях: от простых игровых позиций к более сложным; от элементарных ритмов и их сочетаний к сложным ритмическим комбинациям. На практике это реализуется следующим образом. Изначально изучается позиция парных ложек со всем комплексом способов игры, игровых формул и их сочетаний в моноритмическом движении. Затем данные удары и игровые формулы осваиваются в различных ритмических группировках: в ритме суммирования, в ритме дробления, в синкопированном ритме и т. д. После этого игра на ложках сопровождается музыкальным аккомпанементом (русские народные песни и наигрыши). Завершающая стадия – пение песни в собственном сопровождении игрой на ложках. В той же последовательности осваивается игра на ложках в позиции трёх и четырёх ложек.

2. Увеличение объёма используемого материала.

На начальных этапах обучения педагог знакомит дошкольников с устройством ложек и основными позициями игры на них. Поэтапно вводятся новые приёмы и игровые формулы в данной позиции игры. Одновременно с этим изучается графика ударов в теоретической (объяснение и показ) и практической (написание ритмосхем) работах. Вводятся сведения из теории музыки: определение ритма, основные ритмы и их сочетания, типы ритмического движения, ритмические рисунки, комплиментарность ритма и т. д. Подключаются сведения из музыкальной психологии о сензетивных периодах развития ритмического чувства, двигательной активности и т. д.

3. Комплексность видов деятельности (игра – пение, игра – рассказ,

игра – танец и т. д.).

4. Установка на применение широкого диапазона музыкально – теоретического материала и исполнительских сведений (виды ритмики,

типы ритмического движения, ритмические рисунки, сведения из истории исполнительства на ложках, определения русских народных инструментов, их классификация и т. д.). Отход от пассивных способов деятельности, необходимость максимального проявления творческой инициативы (сочинение ритмосхем, партитур, импровизация, создание собственных игровых композиций и концертных номеров). Суть творческой способности

– сопротивление навязыванию. Мгновенное подключение к задаче творческого элемента, самоизлучение идей, генерирование музыкальной мысли в ответ на поставленные вопросы – вот проявление творчества. Но музыкальная мысль может появиться только результативно, в форме «материала» - во времени, в звуковых соотношениях, через воображение и представления. Т. е. музыкальная мысль как содержание может существовать только в исполнительской форме. Следовательно, без усвоения исполнительских навыков (технологии) невозможна высшая форма деятельности человека – творчество, созидание, исполнение.

Приемы игры на ложках.

Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Приёмы игры на трех ложках

«Лошадка» – в левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.

На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки. На счет «два» – сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки. На счет «четыре» – кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

«Форшлаги» – скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

«Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз. В процессе звучания музыкального предложения ладонь с ложками постепенно как бы раскрывается и движется по «горке» у уровня левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар третьей ложкой по этим двум.

Конечно же игра на ложках не ограничивается приведенными выше приемами. Некоторые исполнители применяют малые и большие ложки одновременно. Они закрепляют их на поясе, локтях, в голенищах сапог и т. д.

Известно, что большую часть информации человек получает и усваивает в первые годы жизни. Дошкольный возраст - эта благодатная почва, в которую нужно успеть бросить зерна успеха.

Дерзайте! Развивайте детей, используя народную музыку и народные инструменты. И, как говорили наши предки: "Живите на красную ложку!»" Это значит пусть ваша душа поет и пусть с ней в унисон поют родственные души.

Публикации по теме:

Развитие детского творчества и поддержка детской инициативы в ДОУ Сообщение тема: «Развитие детского творчества и поддержка детской инициативы в МДОУ «Детского сада № 32 «Золотое зернышко» п. Учебный.

Развитие формообразующих движений у старших дошкольников в процессе изобразительного творчества Актуальность В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной.

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Развитие творческих способностей и детской инициативы в процессе ознакомления с культурой Кубани Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 города Ейска муниципального образования Ейский.

Видео «Игра на деревянных ложках» Представляю вашему вниманию ансамбль - "Русские ложки"! Кружок существует уже третий год. Его посещают воспитанники старших и подготовительных.

Презентация «Интеллектуальное развитие детей посредством обучения шахматной игре» Обучение и развитие детей в форме игры не только облегчает задачу педагогу или родителю, но и приносит, кроме хорошего результата, массу.

Опыт работы проектной площадки «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредствам обучения игре в шахматы» Опыт работы проектной площадки на тему «Познавательное развитие старших дошкольников через обучение игре в шахматы». Зачем нужно учить.

Педсовет «Развитие творчества у воспитанников в процессе деятельности художественно-эстетической направленности»Педсовет «Развитие творчества у воспитанников в процессе деятельности художественно-эстетической направленности» Форма проведения: Квест-игра Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей детей.

Развитие детской инициативы и творчества «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО» (из опыта работы воспитателя) На этапе завершения дошкольного.

Развитие воображения старших дошкольников в процессе словесного творчества В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется наиболее ярко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детского творчества и инициативы в процессе обучения игре на деревянных ложках
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 16:30
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие детского творчества и инициативы в процессе обучения игре на деревянных ложках» (включая файлы) размещена пользователем Альфия Перко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД