Ирина Зак
Разработка и внедрение информационно — коммуникативных технологий в работе с одаренными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике ДОО остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы, по выявлению, поддержанию и развитию одаренных воспитанников.
Публикация «Разработка и внедрение информационно — коммуникативных технологий в работе с одаренными детьми» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Современные исследования показывают, что одаренные дети в детском саду - это отдельный пласт общества. Одаренные дети не понимают, почему им так трудно найти общий язык со сверстниками в разговорах или играх. Они ищут точки соприкосновения, стараются предложить детям свои правила игры, но они обычно не доступны для восприятия большинства. Таких детей не так много (один или два ребенка на всю группу). Как правило, одаренные дети быстро понимают собственное превосходство. Из-за этого они становятся или лидерами или отталкивают от себя всех окружающих, становясь изгоями.
Поэтому педагог для одаренных детей должен отвечать следующим характеристикам:
- разрабатывать гибкие, индивидуальные программы
- создавать положительную безопасную атмосферу в детском коллективе
- предоставлять детям обратную связь
- использовать различные стратегии обучения
- способствовать формированию положительной самооценки ребенка
- уважать его ценности
- поощрять его творчество и работу воображения.
Особенности развития одаренных детей :
Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет:
- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами делать соответствующие выводы;
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее;
- одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свою мысль.
- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
Современные дети шагают в ногу со временем, их увлекает ИКТ.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Мир, в котором развивается современный ребенок, конкретным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Поэтому работая над этой технологией, я ставила перед собой следующие задачи:
- идти в ногу со временем;
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий;
- наставником в выборе компьютерных программ;
- сформировать основы информационной культуры его личности;
- повысить свой профессиональный уровень и компетентность родителей.
Современные средства информационных технологий за последние десятилетия сделали возможным, реальным и удобным сбор различных видов информации об окружающем мире. Формирование навыков использования средств сбора и цифрового сбора и цифрового ввода информации осуществимо уже для детей дошкольного возраста и становится важным элементом начального обучения.
Сбор цифровых образов окружающего мира ребенок дошкольного возраста ведет с помощью цифровой камеры. Постепенно ребенок с помощью воспитателя приобретает ИКТ-квалификацию получения качественных снимков параллельно с ИКТ-компетентностью. Мои дети уже могут выбрать объект для съемки, свои снимки они могут отправить с помощью электронного носителя в компьютер, отобрать снимки в соответствии с заданной целью, выбрать папку для снимков, куда снимки складываются. Ребенок получает предметную компетентность в области обучения грамоте и развития речи, закрепляют умение построить свой рассказ по фотографии.
В творческом уголке совместно с детьми я оформила «Фотогаллерею талантов» - выставки работ, ставших победителей конкурсов.
Также в своей работе я использую сканер, он является необходимым цифровым инструментом учебно-воспитательного процесса. Сканер позволяет свободно использовать существующие нецифровые информационные источники, в том числе изобразительные работы самих детей, найденные ими картинки, вместе с детьми мы сканируем их наилучшие рисунки, выводим ин на интерактивную доску, и закрепляем коммуникативные навыки в беседе по той или иной картине.
Цифровой проектор является любимым средством ИКТ моих дошколят, служит мощным средством непосредственной, личной коммуникации в рамках практически любого занятия. В моей группе есть дошкольники которые могут успешно применить его, смонтировать созданную ими последовательность фотографий или видео отрывков в презентацию и потом, рассказывая слушателям в группе о том, что они видят на экране.
В этом учебном году активизирована работа по организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера, в своей группе мы организовали конкурс: «Лучший проект», это создает возможность детям проявлять свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов. В конце года, дети с помощью цифрового проектора покажут нам свои работы, в которые детям помогут и воспитатели группы и родители.
Часто с детьми отправляемся в виртуальные экскурсии, которые позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения: «На Соколовую гору г. Саратов»; «Интерактивные прогулки по лесу»; «Сказочный Эрмитаж»; «Первые шаги в искусство»; «Знакомство с театром»; «Видео путешествие по тропинкам родного края» и др.
Также дети играют в дидактические игры с применением интерактивной доски: «Смайлики»; «Зимующие птицы»; «Сказки»; «Что лишнее?»; «Дружим с природой» и др. Играя в интерактивные игры дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения: используют крупные яркие изображения, передвигают буквы и цифры, составляют слова и предложения, оперируют геометрическими фигурами и различные объекты просто пальцами. Дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.
От интеллектуально-творческого потенциала наших детей зависит будущее нашей страны и основная цель работы с одаренными детьми в нашем детском саду – это содействовать их превращению в одаренных школьников, а в дальнейшем взрослых, которые выступают в качестве важнейших ресурсов развития нашей страны.
И закончить свое выступление мне хотелось бы словами великого педагога Ш. А. Амонашвили:
Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества,
то создавай им такие условия, чтобы искорки
их мыслей образовывали царство мыслей,
дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.