Татьяна Балахнина
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития – ученые и политики, предприниматели и педагоги, всё чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий.
В связи с этим внедрение новых информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является одним из приоритетных направлений модернизации российского образования.
Публикация «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе воспитателя ДОУ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Можно выделить два главных достоинства компьютера – интерактивность, то есть способность выполнять определённые действия в ответ на действия воспитанников, и мультимедийность то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся, а так же воспроизводить звук и музыку.
Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать занятие более интересным и динамичным, погрузить ребёнка в определённую обстановку ( будь-то какой-либо сказочный сюжет или географическое место: «лесная поляна», «подводный мир» и пр., создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объёмных и ярких представлений у детей.
Наиболее часто на занятиях компьютер используется в качестве замены стандартного бумажного плаката, ранее широко используемого в образовательном процессе. Как правило, для этого нужен экран (или светлая доска, проектор и непосредственно сам компьютер. Поскольку групповые помещения в нашем детском саду имеют небольшие площади, мы проецируем изображение с ноутбука на имеющиеся в группах ЖК – телевизоры, при помощи HDMI кабеля. Материал для проецирования может быть подготовлен в любой компьютерной программе (Word, Excel и т. д., но более удобно пользоваться программами подготовки компьютерных презентаций. Самая распространенная из них – Microsoft PowerPoint.
Компьютерная презентация представляет собой набор электронных страниц (слайдов). На каждый слайд можно поместить информацию, подготовленную непосредственно в данной программе либо в любой другой программе (текст, таблицы, графики, рисунки, фотографии, звук, анимацию и др.).
Последовательность и скорость показа слайдов выбирает автор презентации. Обычно порядок показа материала определяется просто последовательностью слайдов, но в программе предусмотрена возможность интерактивного перехода со слайда на слайд.
В PowerPoint заложены большие возможности по созданию различных зрелищных эффектов смены слайдов, которые могут быть использованы педагогами для активицации внимания дошкольников.
Центральное место в модернизации отдается так называемым презинтационно-художественным («кинематографическим») технологиям. Преподнесение знаний в образной, а не в текстовой форме не только эргономичнее, но и может являться мощным инструментом обучения и воспитания. Медиакурс обеспечивает «погружение» в изучаемую проблему, более глубокое запоминание учебного материалы через образное восприятие и эмоциональное воздействие. Резко возрастает при этом и интерес к изучаемой теме. Иногда найденный яркий фрагмент из мультипликационного, научно-публитистического фильма заставляет изменить структуру занятия и дополнить её новым сюжетом, делающим учебный материал и более полным, и более «живым». Это позволяет достигнуть не только «информационного», но и эмоционального воздействия на ребёнка.
Информационные технологии являются самым современным инструментом для сбора и обработки информации, поэтому в своей работе я, активно использую ИКТ, с помощью которых:
• составляю списки детей;
• собираю сведения о родителях;
• веду диагностику развития детей;
• создаю различные бланки документов;
• составляю перспективный и календарный план по всем направлениям работы в группе;
• оформляю родительские уголки;
• делаю консультации и рекомендации для родителей;
• создаю всевозможные стенды, различные папки, в том числе папки- передвижки и др. ;
• подбираю иллюстративный материал к занятиям и для оформления группы;
• подбираю дополнительный познавательный материал к занятиям и другим мероприятиям;
• обмениваюсь опытом работы, знакомлюсь с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья;
• создаю презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний;
• поскольку в дошкольном возрасте ведущей основной деятельностью является игровая, особое внимание я уделяю созданию интерактивных развивающих компьютерных игр. Мною был разработан пошаговый алгоритм создания интерактивной игры с помощью программы Рower Рoint, с которым можно ознакомиться на моём сайте в разделе «Методическая копилка».
• монтирую видеоролики в программе Movie Maker с целью дальнейшего их использования на своих занятиях;
• в просветительской и профилактической работе активно использую свой собственный сайт https://balahnina-tanya.jimdo.com/, на котором размещаю информация для педагогов и родителей, публикую фотоотчёты о проведенных мероприятиях с дошкольниками.
Таким образом, информационные технологии это принципиально новые средства информационного взаимодействия между обучающимся, обучающим и средствами информатизации и коммуникации, которые являются одним из эффективных стимулов в обучении и воспитании дошкольников, но вместе с тем необходимо помнить, что в век цифрового общества ничто не может заменит «живого» человеческого общения, по этому важно разумно, дозировано относиться к использованию информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Литература
1. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. -2007.- №6.-С. 8-10
2. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании : интерактивные методы. – Ростов н/ Д : Феникс, 2010. - 315 с
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. -М., 2003
4. Ходакова Н. П., Нильсен Т. А. ИКТ в образовательном учреждении. - Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. 2014. № 1. С. 84-88