Наталия Крылова
Статья «Педагогические условия формирования творческого воображения у детей 6 года жизни в рисовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится
вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Публикация «Статья „Педагогические условия формирования творческого воображения у детей 6 года жизни в рисовании“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Как показывают педагогические исследования, творческое воображение помогает успешно и дифференцированно усваивать материал, выделять главное и второстепенное. С использованием творческого воображения в процессе творчества восприятие материала у ребенка происходит не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном. Обостряется интерес, стремление справиться с поставленной задачей. Повышается результативность и глубина знаний, умений и навыков.
Дошкольное детство – это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Большое значение имеют поддержка и развитие качеств, специфических для дошкольного возраста, так как заложенные в нем уникальные возможности не повторяются и не представится возможным наверстать упущенное. В это период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка. Формируются основы личности ребенка, расширяется сфера его деятельности, познавательное развитие идет более интенсивно. В настоящее время очень популярен аспект проблемы обучения и развития. Так называемое развивающее обучение, которое начинают широко использовать в дошкольном воспитании. Кроме того, в дошкольный период решается проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, которая проявляется в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими.
Психолог А. В. Петровский отмечает, что «воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика». Примеры можно найти в любом виде художественной деятельности, где ее результат сугубо индивидуален и не может регламентироваться заранее заданными условиями. Воображение творчески преобразует действительность; его образы гибки, подвижны, а их комбинации могут давать новые и неожиданные результаты. Воображение- это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний.
Творческое воображение присутствует на всех этапах научного творчества на начальном этапе исследования- при определении рабочих гипотез, построении принципиальной (теоретической) схемы создаваемой конструкции, создании конкретной методики проведения исследования. На следующем этапе- этапе сбора эмпирических данных- образы воображения являются единственным средством отражения того нового, что начинает выступать в получаемых исследователем фактах в форме мысли-догадки. На завершающем этапе научного исследования роль творческого воображения заключается в преобразовании имевшихся ранее у исследователя представлений об изучаемом явлении, формированию новых образов-представлений, в которых отражены наиболее существенные и глубинные связи между изучаемыми явлениями.
Индивидуальность воображения проявляется в :
- Степени легкости (трудности) создания образов воображения.
- Характере самого образа воображения : нелепое или, наоборот, оригинальное решение.
- Яркости создаваемого образа.
Творческое воображение- самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт. Творческое воображение присуще всем людям всех возрастов. Оно развивается с самого раннего детства в форме новых образов, которые направлены на продуктивную деятельность («вот вырасту, буду тем или тем», «сделаю то-то») и т. д.
Возникло противоречие, заключающееся в том, что, с одной стороны, необходим творческий подход к деятельности, который невозможен без развитого творческого воображения, а, с другой стороны, педагогические условия для эффективного развития творческого воображения современного ребенка дошкольного возраста еще недостаточно разработаны педагогической наукой. Решение данного противоречия обусловило выбор темы настоящего исследования.
Целью нашего исследования стало изучение педагогических условий, повышающих эффективность формирования творческого воображения у детей 6 года жизни в ДОУ.
Объектом исследования являются особенности развития творческого воображения у детей 6 года жизни.
Предметом данного исследования - педагогические условия формирования творческого воображения у детей 6 года жизни в рисовании.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что эффективность процесса развития творческого воображения у детей 6 года жизни повысится при соблюдении следующих условий :
- реализация специальной системы творческих заданий в рисовании;
- создание соответствующей предметно-развивающей среды в группе детского сада.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы изучения в психологической и педагогической литературе.
2. Выявить и экспериментально апробировать педагогические условия формирования творческого воображения у детей 6 года жизни в рисовании.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс методов, включающий теоретически анализ психологической, педагогической, литературы по проблеме исследования; формирующий эксперимент; количественную и качественную обработку экспериментальных данных.
Эксперимент проводился на базе МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка» города Новочебоксарска с детьми выпускной группы «Гнездышко».
Для проведения констатирующего эксперимента были использованы три методики, направленные на выявление уровня развития творческого воображения у детей 6 года жизни в рисовании, а именно: методика «Как спасти зайку» (В. Т. Кудрявцев В. Б. Синельников, методика «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко, методика «Нарисуй что-нибудь» (Р. С. Немов).
После проведения констатирующего эксперимента мы получили следующие данные.
Результаты первой методики показали, что в контрольной и экспериментальной группах преобладает средний уровень творческого воображения. В контрольной группе - высокий уровень- 25%, средний уровень- 45%, низкий уровень -30%. В экспериментальной группе – высокий уровень- 20%, средний уровень- 55%, низкий уровень- 25%.
По итогам второй методики преобладает средний уровень творческого воображения. В контрольной группе- высокий уровень-15%. Средний уровень-60%, низкий уровень-25%. В экспериментальной группе- высокий уровень- 25%, средний уровень- 65%, низкий уровень- 10%.
По результатам третьей методики мы выявили, что в контрольной и экспериментальной группах преобладает средний уровень творческого воображения. В контрольной группе- высокий уровень-10%, средний уровень- 55%, низкий уровень- 25%, очень низкий -10%;
В экспериментальной группе- высокий уровень- 5%, средний уровень- 65%, низкий уровень -25%, очень низкий -5%.
По результатам исследования констатирующего этапа большинство детей контрольной и экспериментальной групп находятся на среднем уровне развития. Практически все дети изображают типичные рисунки, детали и образы прорабатывают средне, и решают задачи с элементом простейшего символизма, используют предметы в готовом виде.
Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня творческого воображения детей 6 года жизни по программе «Двенадцать месяцев», так как данная программа позволяет раскрыть возможности развития творческого воображения, для этого был составлен тематический план педагогической работы по развитию творческого воображения у детей 6 года жизни.
Тематический план включал в себя 14 занятий по рисованию, 6 развивающих игр на развитие творческого воображения и 2 беседы на определенную тематику этой недели. В ДОУ предусмотрено проведение двух занятий по рисованию в неделю, которые связаны с другими занятиями информационно-тематическим полем и спланированы с учетом принципов последовательности и усложнения заданий.
При реализации своей программы мы предполагали получить следующие результаты:
- развитие творческого воображения у детей,
- развитие его творческих способностей, образности восприятия его чувств и мыслей,
- формирование чувственного образа исследуемого предмета.
При сравнительном анализе данных выявилось, что уровень развития творческого воображения детей в контрольной группе в целом не изменился.
В экспериментальной группе детей, с которыми проводились специальные занятия, игры и создавались условия для развития творческого воображения средний показатель повысился на 0,9 балла.
Количество детей, обладающих высоким уровнем развития творческого воображения увеличилось на четыре ребенка, а трое детей низкого уровня перешли на средний уровень.
Таким образом, при сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов в разных группах детей мы видим, что наилучших результатов достигла экспериментальная группа. На контрольном этапе дети этой группы быстрее откликались на предложенные задания. Значительные улучшения наблюдались при анализе результатов проведения методик «Дорисуй фигуру» и «Нарисуй что-нибудь». Рисунки отличались оригинальностью, детализированностью.
Следовательно, можно сделать вывод, что проведенная экспериментальная работа по формированию творческого воображения оказалась эффективной.
При формировании творческого воображения следует учитывать такие условия как : творческий подход к организации занятий, индивидуальный подход к каждому ребенку, разнообразие в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы.
Апробированная система работы по формированию творческого воображения детей позволяет ее успешной и может быть использована воспитателями детских садов и педагогическими коллективами дошкольных образовательных учреждений. Процесс развития творческого воображения у каждого ребенка отличается индивидуальным темпом, характером и своеобразием проявлений свойств творческой индивидуальности.