Надежда Минина
Основные подходы к квест-играм и опыт их применения в образовательном процессе ДОО при реализации требований ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги. Я, инструктор по физической культуре МАДОУ «Солнышко» хочу поделится с Вами опытом работы по теме «Основные подходы к квест-играм и опыт их применения в образовательном процессе ДОО при реализации требований ФГОС ДО».
Квест в переводе с английского означает «поиск, предмет поисков, поиск приключений». «Квест» – это своего рода игровое путешествие, где дети действуют единой командой. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Публикация «Основные подходы к квест-играм и опыт их применения в образовательном процессе ДОО при реализации требований ФГОС до» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Достоинства квестов для детей то, что прежде всего, это игра-приключение, игра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет дошкольникам удовольствие.
Классификация квест-игр
При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство (помещении ДОО) или территория ДОО,
Если игра проводится на открытом воздухе, в нее обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом, укрепляется здоровье детей.
Сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, как будут двигаться, в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут.
В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы:
- линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;
- штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;
- кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Структура проведения квест-игр:
Пролог (ведение) – описывается сюжет, распределяются роли.
Экспозиция (задания) – этапы, вопросы, задания.
Эпилог (оценка) – итоги, рефлексия, призы.
Педагог ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:
Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;
Информационная - приобретение детьми нового знания;
Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля;
Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.
Квест-игры – это универсальный вид игровой деятельности, который может быть использован в любой образовательной области и где реализуются разные виды деятельности.
В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету.
Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
Карта (схематическое изображение маршрута);
Принципы организации квестов.
Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:
- все игры и задания должны быть безопасными;
- задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
- в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности;
- задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
- игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
- дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);
- роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Чаще всего квест-игры проводятся в старшем дошкольном возрасте, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Также в квест-игры можно привлекать и родителей.
В конце квест-игры дети получают призы и подводят итоги отвечая на вопросы «Что понравилось?», «Какое задание показалось трудным?» и так далее.
Вывод: Я могу с уверенностью сказать, что Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы ДО.