Марина Мельничук
Консультация для педагогов ДОО «Преодоление трудностей коммуникативного поведения у детей с ОВЗ в условиях ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми. На практике педагоги дошкольных образовательных организаций отмечают, что дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья труднее реализовать себя и почувствовать значимыми в какой-либо сфере деятельности. Исследования показывают, что многие дети с ОВЗ испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. Тоесть, можно говорить о том, что у многих детей с ОВЗ снижена коммуникативно-познавательная потребность в общении, что создает барьеры в межличностном взаимодействии.
Публикация «Консультация для педагогов ДОО „Преодоление трудностей коммуникативного поведения у детей с ОВЗ в условиях ДОО“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей, т. е. успешной адаптации к социуму.
Данная ситуация приводит к необходимости организации специальной работы по преодолению недостатков коммуникативного поведения у детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации. Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, где такой ребенок может приобрести навыки коммуникации, справиться со своей застенчивостью, тревогами, раскрыться независимо от своих возможностей, является игровая деятельность. Именно игровая деятельность создает естественные возможности для реализации дошкольниками жизненной потребности в межличностном взаимодействии со сверстниками.
Мы предлагаем вашему вниманию систему игр, разработанную Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой, которая может помочь в данной работе.
Цель данной системы игр: привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам
Задачи:
- формирование общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров
- развитие у детей сочувствия, сопереживания, сорадования и содействия;
- развитие умения замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
Данная система игр чрезвычайно проста в использовании и не требует никаких специальных условий. Программа игр состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи.
Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников. На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания — как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и пр.) И наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.
При проведении игр необходимо придерживаться следующих принципов
Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках.
Отказ от реальных предметов и игрушек - появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.
Отсутствие соревновательного момента в играх - фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих.
А сейчас предлагаю Вам проиграть несколько игр из разных этапов и поделиться своими впечатлениями.
1 этап – общение без слов.
Волны. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.
2 этап- внимание к другому.
Общий круг. Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас» (единственным верным решением здесь является круг). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).
3 этап – согласованность действий.
Составные фигуры. Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Тот из вас, кто был в цирке или в зоопарке, наверняка видел там слона. А кто не был — видел его изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?» и т. д. Таким образом, выбираются дети, каждый из которых будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Воспитатель помогает детям расположиться на полу в правильном порядке. Впереди — хобот, за ним — голова, по бокам — уши и т. д. Когда слон составлен, воспитатель предлагает ему пройтись по комнате: каждая часть должна соблюдать очередность движений. В качестве такой составляемой фигуры могут быть любые животные (дракон, собака и пр.). Если детей в группе много, можно усложнить игру и составить двоих животных, которые могут общаться: жать друг другу руки, обнюхивать друг друга, вилять при встрече хвостами и т. д.
Литература
1. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.
2. Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Методические рекомендации для воспитателей, специалистов детских садов и родителей / Белокрылова О. С. - Жигулевск, «Ресурсный центр г. о. Жигулевск Самарской области» Социопсихологический отдел, 2015 г. – 15с.