Колосова Эльвира
Профилактика нарушения речи у детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования (ФГОС)
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных характеристик общего развития ребенка является формирование речи. Речь-это важнейший психический процесс, обеспечивающий ребенку взаимодействие с социальным миром, она дает ребенку возможность осмыслить себя и свои действия, позволяет выразить свои переживания. Формирование речи у ребенка становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, становится наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Любая форма нарушения речи при неправильном ее произношении может стать проблемой в развитии дошкольника.
Публикация «Профилактика нарушения речи у детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования (ФГОС)» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. Все материалы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении темпа и плавности речи, нарушении произношения, грамматического строя речи, а также в бедности словарного запаса.
Возникнувшие речевые нарушения не исчезают самостоятельно, они закрепляются и требуют того или иного вмешательства специалистов. Неправильная речь ребенка может отразиться на его дальнейшем развитии, и привести к затруднениям обучения в школе в дальнейшем. Своевременная профилактика и новые методы устранения нарушений речи в дошкольном возрасте, являются актуальными не только для специалистов, но и для педагогов и родителей.
Формирование речи у детей наблюдается во всех видах деятельности. Наряду со всеми видами деятельности большое значение в развитии речи имеет изодеятельность, так как речь приобретает в ней действительно практическую направленность.
Процесс создания изображения ребенка тесно связан с речью. Психолого-педагогическое наблюдение за процессом детского художественного творчества показывает, что создание детьми изображения, как правило, сопровождается речью (Е. И. Игнатьева, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Н. П. Сакулина и др.). Процесс изображения с речевым сопровождением позволяет ребенку осознать то, что он рисует, понять качество изображаемого, а также строить последовательность в создании изображения.
В ФГОС ДО (2013) было впервые введено понятие развитие речевого творчества дошкольника, подчеркивая, тем самым, эволюционные изменения содержания данного термина. Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский считал, что детское рисование это «графическая речь» (1967г, так как именно в процессе рисования дети, рисуют, как правило, не предмет, а свое обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, рисование дает ему возможность в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку словарного запаса. Таким образом, речь и процесс изображения взаимосвязаны и взаимообогащают друг друга, способствуя развитию мышления.
В детском саду нашего ДОУ дети посещают кружок «Школа волшебников», который имеет художественно-эстетическую направленность с совершенствованием изобразительных умений и навыков, при использовании нетрадиционных техник рисования, в процессе которых и сопровождается профилактика исправления нарушения речи у детей.
Нетрадиционная техника рисования в настоящее время является актуальной и решает задачи всестороннего развития детей. В процессе работы с нетрадиционными материалами у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения и др., она позволяет стимулировать познавательные интересы, позволяет развивать фантазию, мышление, речь. В процессе работы с нетрадиционными техниками рисования, дети дают волю своим фантазиям, идеям, они могут свободно мыслить и высказывать, а также нетрадиционная техника рисования способствует преодолению общей моторной неловкости.
Нетрадиционная техника рисования включает в себя многообразное использование простых и доступных предметов, которые окружают детей в повседневной жизни, она дает возможность взглянуть на них с другого ракурса. В работе с детьми нужно подбирать такие материалы, которые не несут никакой опасности для детей и имеют возможность использоваться как изобразительные материалы. Поэтому, при каждом планирование кружковой деятельности, педагог должен тщательно продумать каждый этап, подобрать и подготовить весь необходимый соответствующий материал, при этом учитывая возможности детей, их индивидуальные и возрастные особенности, а также, рационально использовать время.
Целью кружковой деятельности являются развитие у детей, языковых, интеллектуальных, коммуникативных и художественных способностей в процессе комментированного рисования, формирования правильного произношения звуков, развитие художественно-творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисовании и положительно-эмоционального восприятия окружающего мира.
Включая в работу нетрадиционных техник рисования с детьми с нарушением речи, позволяет:
• Активировать и расширить словарный запас; установить грамматические закономерности при описании своих действий.
• Развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами.
• Осуществлять стимуляцию познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе).
• Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, активировать самостоятельную мыслительную деятельность.
• Создать условия для преодоления общей моторной неловкости, развитие мелкой моторики рук.
• Также включает работу с произношением и постановкой, каких либо звуков и дефектов речи, которые наблюдаются у детей с нарушением речи.
При свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках, у детей развивается фантазия, пространственное мышление и эстетическое восприятие колорита природы, воспитывается чувство удовлетворенности от художественной деятельности.
Таким образом, опыт работы свидетельствует, что техника нетрадиционного рисования позволяет детям, реализовывать свой творческий потенциал, развивать речь, ощутить незабываемые положительные эмоции, по которым можно судить о том, что в данный момент интересует, волнует ребенка, и это в свою очередь отражает его сущность, характер и индивидуальность.
Список литературы
1. Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта : метод. Рекомендации/ Е. А. Екжанова, Е. А Стребелева. – М. :Просвещение, 2009.-175 с.
2. Неретина Т. Г. Нетрадиционные методы коррекции нарушений : учебное пособие /Т. Г. Неретина. - Магнитогорск: Магнитогорск. гос. техн. ун-т им Г. И. Носова», 2015. – 157 с.