Татьяна Чумичева
Технология проблемно-педагогических ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Проблемы — для детей, успех для взрослых»
Проблемы - для детей, успех для взрослых.
«Вы не обязаны меняться.
Выживание – дело добровольное» Эдвард Деминг.
Современное общество ведет педагогов к тому, что как конвейерное производство изживает себя постепенно, и превращается в индустрию возможностей, так и образование. Ключевая идеология новой инновационной программы под редакцией Н. Е. Вераксы для дошкольного образования – это поддержка разнообразия. «Мы выдвигаем новый термин «пространство детской реализации», в пространстве реализации взрослый следует за ребенком, помогая в его активности» Н. Е. Веракса.
Публикация «Технология проблемно-педагогических ситуаций» размещена в разделах
Мотивационная модель образования XXI : выбор пути и решение проблемных задач ребенком.
Вот о проблемных задачах для старших дошкольников мне и хотелось бы сегодня рассказать. Мне кажется программа «Технология эффективной социализации дошкольников» под редакцией Н. П. Гришаевой помогает педагогам ДОУ смоделировать поведение детей, поиграть, расширить его возможности и научить действовать.
Проблемно-педагогические ситуации (ППС) - одна и технологий, которая позволяет ребенку самоопределяться, в напряженные эмоциональные моменты принимать решения, действовать в команде, приобрести свой жизненный опыт.
Мы с Вами пониманием, что есть спонтанно возникающие ППС встречаются каждый день в жизни дошкольников и педагогов делятся по характеру взаимодействия: ребенок – ребенок, ребенок-воспитатель, ребенок-родитель-воспитатель и другие, и по месту взаимодействия: во время прогулки, в режимные моменты, во время игр и занятий. Решение этих ситуаций будет со временем меняться, если применить педагогическое мастерство и найти понимание со всеми участниками образовательных отношений.
А вот специально сконструированные ППС могут быть разными.
Простые:
•Воспитатель заболел
•Человек на лестнице
•Мусор на участке/коридоре
•Сломанные игрушки
•Не хватает стульчиков
•Чужой в группе
•Коробка на участке/коридоре
•Сломался дверной замок
•Утерян колокольчик для КЧ
•Разбросанные игрушки в группе
•В группу пришли гости
•Разбитый цветочный горшок
•Бесхозные конфеты.
Сложные:
•Бабушка ищет внука
•Инопланетянин
•Дракон похищает принцесс
•Потерянная брошь
•Карлсон
•Чужой подросток
•Марфушины подарки.
Нужно разработать этапы проведения «Проблемной педагогической ситуации». Выбрать педагога отвечающего за организацию внедрения технологии ППС, создание плана разработки на каждый месяц.
•Планирование ближайшей ППС совместно с коллективом.
•Разработка сценария ППС, назначение и обучение «персонажа» ППС.
•Подготовка вопросов для «Круга рефлексии».
•Предварительные беседы с детьми.
•Создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни.
•«Рефлексивный круг» для детей.
•Обсуждение спонтанно возникших и проведенной ППС воспитателями и планирование дальнейшей работы в данном направлении.
Важны условия проведения технологии «ППС» :
•Ситуация проводится без присутствия воспитателя или других взрослых.
•Желательна съемка на видеокамеру, для последующей рефлексии с педагогами.
•Степень эмоциональной напряженности должна быть посильна детям конкретной группы.
•Ситуации следует прорабатывать с детьми от самых простых, затем переходить на более сложные.
•Как правило, взрослый, проводящий ситуацию, должен быть незнаком детям.
При проведении беседы - «круга рефлексии» после «ППС» обязательно!
Вопросы, задаваемые после «ППС» на «Кругу рефлексии» : 1. Что произошло? 2. Что ты делал? 3. Что ты чувствовал, когда это произошло? 4. Что ты будешь делать, если это произойдет еще раз?
•Родителям не сообщается, как вел себя, их или другой ребенок. «Спросите сами у своего ребенка».
•Родителям предлагается список из 3-4 вопросов к их ребенку по теме проведенной ППС.
•ППС проводится не реже 1 раза в месяц, тематика, как правило, соответствует ситуации месяца.
•Каждая ситуация повторяется 2-3 раза, с интервалом в 2-3 недели, пока дети не самоопределятся, не выработают позитивную позицию.
•Через полгода контрольная ППС на эту же тему, но с изменением персонажа ППС.
Для ведения такой работы очень интересен алгоритм планирования развития социальных навыков у старших дошкольников:
•Фиксация воспитателем спонтанно возникших ситуаций (ППС) и последующий их анализ;
•Составление списка социальных навыков, необходимых для развития детей каждой конкретной группы;
•Подбор необходимых ППС (специально сконструированных) для развития определенного.
Социальные навыки, развиваемые в ППС:
- умение делиться, умение говорить нет, сочувствие, доброта, помощь;
- умение проявлять инициативу, умение проигрывать, внимание к друзьям;
- умение слушать, обращаться за помощью, умение прощать, умение установить контакт, умение разрешить спор, умение помирить и т. д.
- самостоятельность, инициатива;
- безопасность жизнедеятельности.
Расширяется пространство детской реализации. «Пространство реализации не исчерпывается предметно-пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок». Н. Е. Веракса.
Как ни громко сказано, но такие игры помогают ребенку переходить
от самостоятельности – к самостоянию, от безличного восприятия другого – к становлению эмоционального интеллекта.
«Самостоянье человека – залог величия его.»
А. С. Пушкин.
И не это ли наша цель, как для педагогов, а для ребенка залог успеха в жизни.
Список используемой литературы:
Технология эффективной социализации детей 3-7 лет: система, реализации, сценарии: методическое пособие. - М. : Вентана -Граф, 2017.-320с. -(Тропинки).Гришаева Н. П., Струкова Л. М.
ДЕТСТВО РАДИ ДЕТСТВА: МЕЖДУ АДАПТАЦИЕЙ И СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» А. Г. Асмолов
Детское развитие: две парадигмы Н. Е. Веракса*, ИИДСВ РАО, МГПУ, Москва, Россия.