Татьяна Русяйкина
Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике
▼ Скачать + Заказать документы
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись и синтезировались бы элементы познавательного, учебного и игрового обучения. Одна из таких форм условно, названа игровой проблемно-практической ситуацией.
Публикация «Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике» размещена в разделах
В чем же суть игровой проблемно-практической ситуации? Воспитатель знакомит детей с доступными понятиями, терминами, знаками, символами, способами действий, с определенным логично построенным порядком выполнения действий. Создает особые условия, которые побуждают ребенка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигая разные пути их решения, рассуждая теоретически или действуя практически, анализируя каждый из них.
Рассмотрим, например, ситуацию «Готовимся к празднику». Дети объединяются в группы 3-4 человека. Каждая группа получает установку: отправиться на елочный базар и подобрать елку к новогоднему празднику. Какая нужна елка? Такая, чтобы она была от пола до потолка и чтобы вокруг неё было бы удобно водить хоровод. На большом общем панно с помощью аппликации сконструирован «елочный базар» : ели разной высоты и с разным размахом веток.
Каждая группа получает панно с изображением помещения, где будет установлена елка. Одна группа «покупает» елку для своих детей, т. е. такую, которая могла бы поместиться в комнате, где они «живут», и по высоте, и по ширине. Другая группа играющих «покупает» елку для детского сада, в котором зал просторнее и значительно выше, чем комната. Третья группа «готовит» елку для большого детского дворца. Его зал значительно выше и шире, чем зал детского сада. Четвертая группа подбирает елку, которая будет установлена на главной Городской площади.
Организация «деловой игры», или игровой проблемно-практической ситуации предполагает нарушение привычный организации учебно-познавательной деятельности, когда каждый ребенок получает индивидуальное задание педагога, выполняет его устно или на наглядном материале, при этом использую те знания и навыки, которые уже приобрел в процессе обучения, вспоминает то, чему его научили, и, действует известными ему способами. А воспитатель оценивает точность, правильность, аккуратность, быстроту выполнения задания.
В рассматриваемой нами игровой проблемно-практической ситуации дети начинают поиск способа измерения, необходимого для выполнения поставленной задачи. Сначала они обсуждают знакомые им способы сравнения: определить на глаз, примерно, отклеить елочку и примерить ее к размерам комнаты и др. Тогда «продавец», роль, которого выполняет воспитатель, вводит условия, которые усложняют задачу: не допускается использование глазомера, так как нужны четкость, точность и доказательность решения. Детям, кроме того, из беседы с «продавцом» становится понятно, что известные способы непосредственного соизмерения (наложение и приложение) невозможны: комнату нельзя отнести на базар, а каждую елку нельзя принести с базара, чтобы померить, годится ли она для данного помещения.
В каждой группе происходит обсуждение разных вариантов и способов решения проблемной ситуации. Дети предлагают, отвергают, спорят, аргументируют, объясняют друг другу свой путь решения. Происходит поиск нового способа. «Продавец» елочного базара в соответствии со своей ролью выслушивает каждого «покупателя», выясняет, как дети предполагают выполнить заданные условия, направляет их поисковую деятельность.
Каждая группа подходит к «открытию» нового для них способа соизмерения – измерения с помощью условной мерки сначала исходного объекта, задающего условия (высоты и ширины помещениях, а затем последовательного измерения различных объектов и выбор из них того, что соответствует заданным параметрам. Причем дети догадываются, что искомый объект (елка, которую надо купить) должна по высоте равняться помещению, где она будет стоять, но быть уже, чем позволяет ширина помещения (чтобы удобно было вокруг елки водить хоровод). Затем дети измеряют разные елки и отыскивают такую, которая отвечает сочетанию параметров, определенных условиями задания.
Таким образом, владея способом измерения величины предмета с помощью условной мерки, дети «открывают» для себя новые возможности этого способа – использование условной мерки не только для измерения величины одного предмета, но и для соизмерения двух предметов, если непосредственное сопоставление их невозможно.
Подтверждение правильности решения дети находят в зашифрованном ответе, прикрепленном в потайном месте на каждой елке.
Игровые роли в каждой группе распределяются свободно, как и во многих других играх, и зависят от инициативы детей, от их осведомленности и гибкости решения и мышления. Чаще всего лидерами становятся активные и эрудированные дети, которые предполагают наибольшее количество вариантов, первыми «просчитывают» нерезультативный путь и отказываются от него. Словесное обсуждение, продумывание способа решения и его осуществление позволяют и малоактивным детям с пользой для себя участвовать в этой «работе» : общая ответственность за результат деятельности побуждает их помогать друг другу, контролировать действия партнеров и при необходимости корректировать их.
Игровая мотивировка поддерживает интерес детей на протяжении всего времени решение проблемной ситуации, создает положительный эмоциональный настрой. Чувство удовлетворения возникает и от современной деятельности, и от правильного разрешения проблемной ситуации.
Использование игровых проблемно-практических ситуаций в дошкольные дидактике имеет свои достоинства:
- появления у детей понимания необходимости знаний при решении нестандартных практических ситуаций;
- приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности;
- отработка алгоритма поискового поведения;
- усвоения познавательной информации не про запас, а с целью регуляции игровых и учебно-практических действий;
- развитие эвристического мышления;
- исчезновение боязни ошибок;
- возможность прямого и игрового взаимообучения партнёров;
- возникновение «вкуса» к процессу познания.
Использование игровых ситуаций в познавательном процессе не должно быть случайным. Каждая проблемно-практическая ситуация имеет своё место и время; определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении практических коллизий, отказываясь от репродуктивной деятельности.
Литература
Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – 2-е изд. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
Волкова С. К., Пчёлкина О. Л. Математика и конструирование
Герценсон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб. : Лицей.
Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.
Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников : Книга для воспитателя детского сада. – СПб. : Акцидент.
Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников.
Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ.
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
Сербина Е. В. Математика для малышей. – М. : Просвещение.
Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. – М. : Просвещение.