Папки-передвижки

Изложение проблемно-воспитательного характера по тексту К. Д. Ушинского

Гоборова Елена
Изложение проблемно-воспитательного характера по тексту К. Д. Ушинского
▼ Скачать + Заказать документы

План–конспект урока

Тема урока: Изложение проблемно-воспитательного характера по тексту К. Д. Ушинского

Цели урока:

1) познакомить с текстом изложения, путём постановки вопросов; помочь правильному восприятию учащимися данной притчи;

2) вырабатывать навыки определения стиля, типа, жанра, средств связи;

3) вырабатывать коммуникативные умения и навыки, обучать элементарным приёмам лингвистического анализа текста.

Ход УРОКА:

На доске эпиграф: “Пока ты молод, что того,

кто немощен и сед,

чтоб уважали самого

Публикация «Изложение проблемно-воспитательного характера по тексту К, Д, Ушинского» размещена в разделах

тебя на склоне лет”. (Аттар)

1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите своих родителей?

Дети: Конечно!

Учитель: А своих бабушек и дедушек?

Дети: ДА!

Учитель: А вот, скажите, всегда ли мы справедливо относимся к старикам? Может, кто-нибудь уз вас вспомнит эпизод из вашей повседневной жизни, когда вы наблюдали за тем, как обижали стариков?

Дети рассказывают.

Учитель: Ребята, может быть кто-то из вас помнит стихи, пословицы, поговорки о стариках?

Учитель помогает вспомнить ребятам:

• Кто стар, тот молодым огнём пылать не может.

• Никто не желает старости, но все хотят долго жить.

• Что посеешь в юности – то пожнёшь в зрелости.

• Как мало промежутка между временем, когда человек слишком молод и когда он уже слишком стар!

• Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит.

• Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей.

2. Знакомство с текстом.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с притчей К. Д. Ушинского, проанализируем её, а затем вы должны будете написать изложение по этой притче и придумать ей заглавие.

Учитель читает текст.

ТЕКСТ

Жил-был на свете дряхлый старичок. Глаза его помутились от старости, колени тряслись, и слышал он, бедный, плохо. Когда он сидел за столом, то едва мог держать в руке ложку, проносил её мимо рта и проливал суп на скатерть. Сын его и невестка смотрели на него с отвращением и, наконец, поместили в уголок за печкой, куда приносили ему пищу в старой глиняной миске.

У старика часто навёртывались слёзы на глаза, и он грустно посматривал в ту сторону, где накрыт был стол. Однажды миска, которую слабо держал его руки, упала и разбилась вдребезги. Молодая невестка разразилась упрёками бедному старику. Он не смел ответить и только, вздохнувши, поник головой. Ему купили деревянную миску, из которой он с той поры и ел постоянно.

Несколько дней спустя сын его и невестка увидели, что ребёнок их, которому было четыре года, сидя на земле, складывает дощечки.

- Что ты делаешь?- спросил его отец.

- Коробочку, - ответил он, - чтобы кормить из неё папашу и мамашу, когда они состарятся.

Муж и жена молча переглянулись, потом заплакали, и с тех пор стали опять сажать старика за свой стол и никогда больше не обращались с ним грубо. (К. Д. Ушинский)

После прочтения даёт минуту ребятам на размышления.

3. Разбор непонятных слов.

(дряхлый, невестка, вдребезги).

4. Вопросы на восприятие текста.

• Назовите героев притчи.

(старик, сын, невестка, внук)

• Опишите старика, используя определения текста.

(дряхлый, глаза помутились от старости, плохо слышал, руки тряслись)

• Почему сын и невестка посадили старика за печкой?

(он проливал суп, разбил миску)

• Как отреагировал старик на то, что ему дали деревянную миску и отсадили за печь?

(он только вздыхал, поник головой, не смел возразить)

• Почему старик не выразил протест (ведь он растил сына, воспитывал его, почему он боялся)

Дать толчок ребятам для дискуссии.

• За каким занятием застали родители четырёхлетнего сынишку? (он сидел на земле и из дощечек складывал мисочку).

• Что ответил мальчик на вопрос родителей – Что ты делаешь? (- Коробочку, чтобы кормить папашу и мамашу, когда они состарятся).

• Как вы, ребята, понимаете слова мальчика?

(мальчик добрый, он чист душой, он очень любит дедушку и любит своих родителей, ему не нравится, когда в семье ссоры).

• Ребята, как вы думаете, мальчик 4-х лет разумом понимал, что его родители поступают подло по отношению к своему отцу?

(Учитель подводит ребят к мысли о том, что ребёнок скорее всего чувствовал своим чистым непорочным сердечком, что так делать нельзя).

• Ребята, что такое мудрость? ( Из словаря современного русского языка : ”Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Мудрый старец”.)

• Кого мы можем из героев притчи назвать мудрым? (мальчика).

• Но ведь у него нет жизненного опыта. (Дети говорят, что мальчику подсказало такое решение конфликта детская интуиция, доброта, любовь к своим родителям).

• Как бы вы озаглавили притчу?

-Как аукнется – так и откликнется

- Мудрый мальчик

- Волшебная коробочка

- Мы все будем стариками

- Старик – это дети, а дети – мудрые старики

Учитель: Ребята, в начале урока я сказала вам, что это притча.

Что такое притча?

Дети: Это иносказательный рассказ с нравоучением.

Учитель: Чему нас научила эта притча?

Ответы ребят…

5. Составление плана.

ПЛАН:

1. Жизнь старика в доме.

2. Старость – не радость.

3. Разбитая миска.

4. Старик посажен обедать за печку.

5. Покорность старика.

6. Мальчик мастерит коробочку.

7. Родители поняли свою ошибку.

6. Пересказ текста ребятами.

Вариант анализа текста :

1. Является ли отрывок текстом? Докажите это.

2. Какова основная мысль текста?

3. К какому стилю можно отнести текст?

4. Какой тип речи?

5. Какой это жанр?

6. Определите средства связи в тексте.

План элементарного лингвистического анализа текста :

1. Толкование значения слов.

2. Подберите синонимы к словам:

*дряхлый (старый, немощный);

*отвращение (неприязнь, неприятный);

*вдребезги (на мелкие кусочки);

*поник головой 9пригорюнился)

3. Стилевые черты художественного стиля (наличие эпитетов,

фразеологии, метафор и т. д.)

4. Роль уменьшительно – ласкательных суффиксов (старичок, коробочка).

7. Орфографическая работа.

Жил – был, старичок, тряслись – тряска, колени, проносил – носит, грустно – грустить, приносить, вздохнувшие – вздох и т. д.

Публикации по теме:

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности,.

Использование проблемно-практических ситуаций и привлечение социальных институтов в формировании ОБЖ Консультация для педагогов «Использование проблемно – практических ситуаций и привлечение социальных институтов в формировании основ безопасности.

Игра-драматизация по произведению К. Д. Ушинского «Два козлика»Игра-драматизация по произведению К. Д. Ушинского «Два козлика» Автономная некоммерческая организация Дошкольная образовательная организация «Акварель» «ДВА КОЗЛИКА» Игра-драматизация.

Концептуальное изложение педагогического опыта «Квест-игра как средство познавательного развития старших дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» (МАОУ СОШ № 1) ул. Ленина, д. 26, г. Тобольск,.

Конспект воспитательного занятия. «Колесо сказок» Цель: познание, коммуникация, социализация. Интеграция образовательных областей: Образовательные задачи: познание, коммуникация, социализация.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Консультация для педагогов на тему «Проблемно-диалогическое обучение в ДОУ» Консультация для педагогов на тему:»Проблемно-диалогическое обучение в ДОУ» «Если я слышу, то скоро забываю; если я вижу, то помню долго;.

Организация работы по проблемно-поискововой деятельности старших дошкольников К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей деятельности ребёнка. Этот возрастной пери-од.

Сценарий воспитательного мероприятия «У самовара не скучаем!» Тема: «У самовара не скучаем!» Цели: • Расширять представление обучающихся о чае, его полезных свойствах; • Познакомить с сервировкой стола.

Экологическое воспитание дошкольников в форме проблемно-этической беседы «Все нужны на Земле» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изложение проблемно-воспитательного характера по тексту К. Д. Ушинского
Опубликовано: 16 июня 2019 в 20:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изложение проблемно-воспитательного характера по тексту К. Д. Ушинского» (включая файлы) размещена пользователем Гоборова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД