Гоборова Елена
Изложение проблемно-воспитательного характера по тексту К. Д. Ушинского
▼ Скачать + Заказать документы
План–конспект урока
Тема урока: Изложение проблемно-воспитательного характера по тексту К. Д. Ушинского
Цели урока:
1) познакомить с текстом изложения, путём постановки вопросов; помочь правильному восприятию учащимися данной притчи;
2) вырабатывать навыки определения стиля, типа, жанра, средств связи;
3) вырабатывать коммуникативные умения и навыки, обучать элементарным приёмам лингвистического анализа текста.
Ход УРОКА:
На доске эпиграф: “Пока ты молод, что того,
кто немощен и сед,
чтоб уважали самого
Публикация «Изложение проблемно-воспитательного характера по тексту К, Д, Ушинского» размещена в разделах
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
тебя на склоне лет”. (Аттар)
1. Вступительное слово учителя.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите своих родителей?
Дети: Конечно!
Учитель: А своих бабушек и дедушек?
Дети: ДА!
Учитель: А вот, скажите, всегда ли мы справедливо относимся к старикам? Может, кто-нибудь уз вас вспомнит эпизод из вашей повседневной жизни, когда вы наблюдали за тем, как обижали стариков?
Дети рассказывают.
Учитель: Ребята, может быть кто-то из вас помнит стихи, пословицы, поговорки о стариках?
Учитель помогает вспомнить ребятам:
• Кто стар, тот молодым огнём пылать не может.
• Никто не желает старости, но все хотят долго жить.
• Что посеешь в юности – то пожнёшь в зрелости.
• Как мало промежутка между временем, когда человек слишком молод и когда он уже слишком стар!
• Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит.
• Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей.
2. Знакомство с текстом.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с притчей К. Д. Ушинского, проанализируем её, а затем вы должны будете написать изложение по этой притче и придумать ей заглавие.
Учитель читает текст.
ТЕКСТ
Жил-был на свете дряхлый старичок. Глаза его помутились от старости, колени тряслись, и слышал он, бедный, плохо. Когда он сидел за столом, то едва мог держать в руке ложку, проносил её мимо рта и проливал суп на скатерть. Сын его и невестка смотрели на него с отвращением и, наконец, поместили в уголок за печкой, куда приносили ему пищу в старой глиняной миске.
У старика часто навёртывались слёзы на глаза, и он грустно посматривал в ту сторону, где накрыт был стол. Однажды миска, которую слабо держал его руки, упала и разбилась вдребезги. Молодая невестка разразилась упрёками бедному старику. Он не смел ответить и только, вздохнувши, поник головой. Ему купили деревянную миску, из которой он с той поры и ел постоянно.
Несколько дней спустя сын его и невестка увидели, что ребёнок их, которому было четыре года, сидя на земле, складывает дощечки.
- Что ты делаешь?- спросил его отец.
- Коробочку, - ответил он, - чтобы кормить из неё папашу и мамашу, когда они состарятся.
Муж и жена молча переглянулись, потом заплакали, и с тех пор стали опять сажать старика за свой стол и никогда больше не обращались с ним грубо. (К. Д. Ушинский)
После прочтения даёт минуту ребятам на размышления.
3. Разбор непонятных слов.
(дряхлый, невестка, вдребезги).
4. Вопросы на восприятие текста.
• Назовите героев притчи.
(старик, сын, невестка, внук)
• Опишите старика, используя определения текста.
(дряхлый, глаза помутились от старости, плохо слышал, руки тряслись)
• Почему сын и невестка посадили старика за печкой?
(он проливал суп, разбил миску)
• Как отреагировал старик на то, что ему дали деревянную миску и отсадили за печь?
(он только вздыхал, поник головой, не смел возразить)
• Почему старик не выразил протест (ведь он растил сына, воспитывал его, почему он боялся)
Дать толчок ребятам для дискуссии.
• За каким занятием застали родители четырёхлетнего сынишку? (он сидел на земле и из дощечек складывал мисочку).
• Что ответил мальчик на вопрос родителей – Что ты делаешь? (- Коробочку, чтобы кормить папашу и мамашу, когда они состарятся).
• Как вы, ребята, понимаете слова мальчика?
(мальчик добрый, он чист душой, он очень любит дедушку и любит своих родителей, ему не нравится, когда в семье ссоры).
• Ребята, как вы думаете, мальчик 4-х лет разумом понимал, что его родители поступают подло по отношению к своему отцу?
(Учитель подводит ребят к мысли о том, что ребёнок скорее всего чувствовал своим чистым непорочным сердечком, что так делать нельзя).
• Ребята, что такое мудрость? ( Из словаря современного русского языка : ”Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Мудрый старец”.)
• Кого мы можем из героев притчи назвать мудрым? (мальчика).
• Но ведь у него нет жизненного опыта. (Дети говорят, что мальчику подсказало такое решение конфликта детская интуиция, доброта, любовь к своим родителям).
• Как бы вы озаглавили притчу?
-Как аукнется – так и откликнется
- Мудрый мальчик
- Волшебная коробочка
- Мы все будем стариками
- Старик – это дети, а дети – мудрые старики
Учитель: Ребята, в начале урока я сказала вам, что это притча.
Что такое притча?
Дети: Это иносказательный рассказ с нравоучением.
Учитель: Чему нас научила эта притча?
Ответы ребят…
5. Составление плана.
ПЛАН:
1. Жизнь старика в доме.
2. Старость – не радость.
3. Разбитая миска.
4. Старик посажен обедать за печку.
5. Покорность старика.
6. Мальчик мастерит коробочку.
7. Родители поняли свою ошибку.
6. Пересказ текста ребятами.
Вариант анализа текста :
1. Является ли отрывок текстом? Докажите это.
2. Какова основная мысль текста?
3. К какому стилю можно отнести текст?
4. Какой тип речи?
5. Какой это жанр?
6. Определите средства связи в тексте.
План элементарного лингвистического анализа текста :
1. Толкование значения слов.
2. Подберите синонимы к словам:
*дряхлый (старый, немощный);
*отвращение (неприязнь, неприятный);
*вдребезги (на мелкие кусочки);
*поник головой 9пригорюнился)
3. Стилевые черты художественного стиля (наличие эпитетов,
фразеологии, метафор и т. д.)
4. Роль уменьшительно – ласкательных суффиксов (старичок, коробочка).
7. Орфографическая работа.
Жил – был, старичок, тряслись – тряска, колени, проносил – носит, грустно – грустить, приносить, вздохнувшие – вздох и т. д.