Получи документы

Приобщение дошкольников к народной культуре через фольклор

Галина Бутынцева
Приобщение дошкольников к народной культуре через фольклор

Статья

«Приобщение дошкольников к народной культуре через фольклор»

Аннотация: В статье рассматривается вопрос приобщения детей к народной культуре посредством ознакомления с русским фольклором.

Ключевые слова: фольклор, народная педагогика, культура, чувство патриотизма.

«Все начинается с детства….». Эта крылатая фраза как нельзя лучше отображает всю суть патриотического воспитания в детском саду.

Что такое чувство патриотизма?

Публикация «Приобщение дошкольников к народной культуре через фольклор» размещена в разделах

Понятие «чувство патриотизма» так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено в нескольких словах. Это и любовь к своей семье, родным местам, родному городу, и гордость за свой народ, и ощущение единения с окружающей нас действительностью, и приобщение к народным традициям.

В последние годы активно растет национальное самосознание, усиливается внимание различных наций, народов, народностей к сохранению и развитию своих культур, языков, к возрождению традиций.

Народные культура и традиции – тема особенно трепетная для восприятия дошкольниками.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике, не только потому что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки.

Основные задачи педагогов дошкольного образования на сегодняшний день:

- научить ребенка уважительно относиться к своим древним корням;

- научить его чтить и уважать память своих предков.

Добиться этого поможет систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры в образовательном процессе. Однако, работая с дошкольниками, необходимо, прежде всего, опираться на доступность материала для детского восприятия.

Фольклор – наилучшее решение вопроса. Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания дошкольников. Использование в системе работы ДОУ фольклора значительно обогащает педагогический процесс, позволяет найти новые пути организации деятельности детей, способствует установлению хороших взаимоотношений между воспитанниками и педагогом, развитию у детей таких качеств народного творчества, как вариативность, импровизационность, коллективная одухотворенность и др.

Слово фольклор имеет английские корни, это производное из двух слов "фольк" - народ, "лор"- учение. Таким образом, дословно фольклор - это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство - народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды и т. д. Люди, создавшие их когда-то, передавали их другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

Доказано, что именно в дошкольном возрасте также идет интенсивное развитие эмоционально — психологической сферы. А для патриотического воспитания особенно важно, чтобы яркие примеры надолго оставались в памяти ребенка. Такими яркими примерами и наполнено фольклорное наследие русского народа.

Какие виды фольклора используются для дошкольников?

Вариантов не счесть: частушки, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки и чистоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевертыши, докучные сказочки, народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Образный поэтический язык потешек и прибауток как нельзя лучше выражает нежность и заботу, особые интонации помогают ободрить или успокоить малыша, что особенно ценно во время адаптационного периода в дошкольном учреждении.

Как правило, приговорки, народные песни и потешки – это первые произведения, с которыми знакомится ребенок. Именно они формируют его мировоззрение, обогащают ощущения, развивают речь и память. Их напевность и выразительность порождают желание запомнить и повторить их. Через них устанавливают контакт между ребенком и взрослым. Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни. Фольклор знакомит детей с самыми главными и простыми понятиями о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Помимо всего этого фольклор еще и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Как видим, не так уж и сложно, а даже увлекательно для нас, взрослых, можно воспитать в ребенке настоящего патриота!

Любите своих воспитанников!

Любите свой народ!

Уважайте культуру своей страны и приобщайте к этому подрастающее поколение!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к народной культуре через фольклор
Опубликовано: 13 января 2021 в 19:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к народной культуре через фольклор» (включая файлы) размещена пользователем Галина Бутынцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД