Виолетта Шаршова
Приобщение детей дошкольного возраста к библиотеке
▼ Скачать + Заказать документы
1. Приобщение к чтению через знакомство с библиотекой. Чаще всего знакомство с книгой начинается в раннем детстве: родители (бабушки или дедушки) приобщают свое чадо к красочным детским книжечкам, манящим своей яркостью и картинками. При чтении книг вслух внимание ребенка завораживает ритмичный слог стихов или же внимание к себе приковывают события, происходящие,например, в сказках. С взрослением в жизни ребенка наступает такой момент, когда происходит знакомство с большим количеством книг, находящихся в залах детских библиотек. Как же происходит первое знакомство ребенка с библиотекой? 1.1. Знакомство с библиотекой детей дошкольного возраста. Первый раз группа детского сада пришла на экскурсию в библиотеку. С чего начать знакомство детей с «домом книг»? Куда повести их в первую очередь, где им легче всего будет адаптироваться? Для дошкольников «родным, узнаваемым» будет зал-абонемент младшего возраста : - здесь на видном месте стоят книжные выставки со знакомыми картинками; - мебель по росту малышей; - много игрушек-поделок и рисунков из знакомых сказок; - забавных и непривычных вещей: между книгами стоят яркие разделители, на потолках на цепочках висят какие-то объемные книги, на стеллажах стоят и полулежат различные книги и журналы. Все интересно. Все приковывает взгляд. Для детей этого возраста подобная окружающая среда является узнаваемой, она не пугает, а заинтересовывает и побуждает к поиску. Хозяйка абонемента младшего возраста познакомит детей с книгами,различающимися не только по внешнему виду и размеру (книги-раскладушки, книжки-малютки, музыкальные книжки, книжки-ширмы, книжки-игрушки, книжки-раскраски и др., но самое главное по содержанию (сказки, загадки, рассказы и многое другое в стихах или прозе). В ходе экскурсии необходимо обратить внимание детей на то, что в зале находится много книг, но ни одна из них не валяется, как попало, а все стоят на своем месте, около своего буквенного разделителя (по фамилии автора или же по теме) и на своей полочке. В ходе беседы с детьми все, о чем вы рассказываете, нужно обязательно и показывать и, по возможности, давать в руки (через контакт с предметами дошкольникам легче понять и запомнить ваш рассказ, т. к. знакомство с окружающим миром у них происходит через зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое или обонятельное восприятие 1) :- показать разнообразные по форме, размеру, внешнему виду книги;- можно показать детям красочно оформленные иллюстрации книг; - сравнить иллюстрации разных художников к книгам одного и того же автора;- можно детям показать формуляры, рассказать для чего они нужны и т. д. Познакомившись с детским абонементом, можно в детской комнате с детьми провести занятия на закрепление материала: нарисовать библиотеку, книги и все, что им понравилось в ходе экскурсии; почитать вслух отрывки из известных любимых книг,поиграть в «библиотеку» и др. Первое знакомство с библиотекой для дошкольников на этом можно завершить. Продолжать экскурсию по другим залам библиотеки в первый приход детей такого возраста не целесообразно, так как переизбытком полученной информации можно вызвать отрицательные чувства вместо положительных. Дети в непринужденной обстановке провели с пользой для себя время, их приветливо 1 Восприятия - отражение в сознании человека предметов окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. 3
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к библиотеке» размещена в разделах
встретили, показали и рассказали много нового, но они будут знать, что еще очень много осталось неизвестного, неизведанного и неизученного в этом «доме-хранилище книг» -библиотеке. Конечно же, захочется еще сюда вернуться. Верным шагом для дальнейшего привлечения детей как читателей в библиотеку будет то действие, если на прощание библиотекарь подарит детям для игры в детском саду читательские формуляры. Дети дошкольного возраста, используя коммуникативные игры (если им понравилась экскурсия в библиотеку, будут «играть в библиотеку» самостоятельно уже в детском саду– это залог их дальнейшего посещения библиотеки. На прощание нужно предложить всем желающим приходить в библиотеку с родителями и брать понравившиеся им книги на дом для чтения Проводя занятия с детьми библиотекарю нужно помнить о психологических возрастных особенностях данного возраста : с дошкольниками удерживать внимание возможно не более 20-25 минут (занятия в познавательном плане не должны переходить этого временного барьера, чтобы не вызвать перенасыщенности или переутомления от предлагаемой информации).Для закрепления увиденного и услышанного материала можно предложить детям познавательно-развлекательные игры, например, по детскому фольклору (загадывание-отгадывание загадок, потешки, считалки и др.) или выполнение творческих работ (рисование, лепка, поделки, разукрашивание и др.).При последующих посещениях детьми библиотеки можно их познакомить с остальными рабочими помещениями и провести мини-уроки или игры по программе чтения Например:Подобные игры помогают развивать память,концентрировать внимание, обучают культуре чтения. «Игра в библиотеку» - рассказать детям на примере хотя бы одного книжного стеллажа принцип расстановки книг в библиотеке :- книги на стеллаже стоят строго по алфавиту,- между собой книги (по начальной букве фамилии автора,относящиеся к разным буквам, отделены разделителями. Дать задание детям самим найти книги определенного автора (обязательно на видном месте при проведении таких занятий должен находиться алфавит – для облегчения задачи и избегания перенапряжения нервной системы ребенка выполнением сразу нескольких задач)2. Разделив детей на группы-команды, попросить их найти определенные книги. Дети, ориентируясь по разделителям должны достать книги с полочек (или можно попросить расставить на предназначенные места книги, которые заранее достали). Мини-урок По теме: «Книжкины художники» Взять книги одного и того же автора, но проиллюстрированные разными художниками. Попросить детей сравнить иллюстрации,высказать свое мнение о понравившихся или не понравившихся картинках. Предложить детям после прочтения отрывков из книги самим проиллюстрировать текст. Мини-урок По теме: «Как беречь книгу» Рассказать детям о правильном обращении с книгами: как правильно держать книгу, как перелистывать странички, как пользоваться закладками и др. Можно совместно сделать закладки. 2 Из опыта других библиотек в работе с дошкольниками (из прослушанных материалов курса повышения квалификации)4
Игры См. : «Игры по программе чтения».Между библиотекой и детским садом должна существовать и обратная связь. Библиотека может организовать в детском саду уголки чтения, а также помочь своими библиотечными ресурсами проводить занятия с детьми в детском саду. Используя возрастные особенности малышей (тягу к коммуникативным играм, можно приобщать ихк миру литературы через игру в библиотеку, например,- подобрать по определенной тематике книги (потешки, прибаутки, колыбельные песенки, народные сказки и др.) с яркими и качественными иллюстрациями, крупными рисунками, крупным шрифтом и на хорошей бумаге, - провести мини-занятия или мини-игры по выбранным темам (может провести сам библиотекарь или помочь организовать такие занятия воспитателю - см. раздел «творческое чтение»,- сделать выставку-загадку или выставку-сюрприз по этим книгам (заранее подготовить вопросы в виде загадок, литературных маленьких кроссвордов по персонажам книг или развивающимся событиям, - сделать читательские билеты и формуляры на книги (все как в настоящей библиотеке,- оказать «лечение» книге в случае необходимости. В игре дети смогут закрепить правила пользования книгой и расширить свое представление о библиотеке. Как один из способов привлечения детей дошкольного возраста в библиотеки, можно использовать выступление перед родителями на родительском собрании с беседой:- о значении чтения книг для формирования личностного начала детей; - о «библиотерапии», как явлении адаптации детей к проблемным ситуациям в нашем мире;- о возможностях своей библиотеки с обязательным приглашением «в гости».