Лариса Докторова
Приобщение детей 3–4 лет к культуре родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, Россия – многонациональное государство, в котором бок о бок проживают разные народы, и у каждого народа своя культура, традиции и обычаи. Современная жизнь требует готовность взаимодействовать с представителями различных этносов. Поэтому возникает такая необходимость, как приобщение детей к культуре народов, проживающих на территории родного края. В своей книге «Этнохудожественное развитие детей 3-4 лет» доцент кафедры дошкольного и начального образования Чувашского республиканского института образования Васильева Л. Г. пишет: «Воспитание ребенка в поликультурной среде – это воспитание средствами культуры народов региона, где он живет. В Чувашской Республике, сохраняя свои уникальные традиции и культуру, живут представители 115 национальностей, самые многочисленные из них чуваши (67,7% от общей численности нселен6ия республики, русские (26,9%, татары (2,8%) и мордва (1,1%). Значимость выдвинутой проблемы усиливается тем, что одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение её должно начинаться уже с раннего возраста».
Публикация «Приобщение детей 3–4 лет к культуре родного края» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
С чего же нам, воспитателям, начинать решение этой важной проблемы, как объяснить малышам 3-4 лет, что такое многонациональная страна и что в ней проживают разные народы? Как всегда, решение вытекает из принципа - учи играя. Игра, это основной вид деятельности детей дошкольников, а игрушки – основное средство, с помощью которых происходит процесс обучения. Поэтому, приобщение малышей к культуре родного края, я решили начать со знакомства их с народными куклами-матрешками, при этом, они должны отличаться по этнографическим мотивам: русские, чувашские, татарские и мордовские.
При знакомстве детей с куклами-матрешками надо создавать атмосферу радости и удовольствия от игры с этими куклами, играя с ними, ребенок учится видеть всю яркость и красоту народной игрушки, выразительность цветовых образов, сочетание цветов и узоров, разницу в узорах на одежде матрешек разных народов.
В нашей группе младшего возраста «Колокольчики» было решено начать знакомство детей с куклами-матрешками с помощью веселого развлечения. Вместе с детьми мы прочитали сказку «О любимой матрешке». Ребята познакомились с куклами-матрешками, в четырех национальных одеждах: русских, чувашских, татарских и мордовских. Дети, в игровой форме узнавали, что общего и чем отличаются эти куклы. Были проведены веселые конкурсы «Найди домик для матрешки» и «Платочки для матрешки». Играя, ребята учились находить различия в костюмах этих игрушек. В заключение развлечения девочками была показана песня-танец «Мы матрешки, вот такие крошки», которую они с удовольствием исполнили, а мальчик им весело хлопали.
Вот так, в веселой и непринужденной обстановке, произошло знакомство малышей с национальной культурой четырех братских народов проживающих на территории нашей республики – русских, чувашей, татар и мордвы. Я считаю, что с помощью такого развлечения, было положено начало формирования интереса к культуре разных народов и эмоциональной отзывчивости у детей на восприятие культуры родного края.