М А А
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с воспитанниками социозащитных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с воспитанниками социозащитных учреждений».
Автор: Муравьева А. А., воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с воспитанниками социозащитных учреждений» размещена в разделах
Аннотация: Статья посвящена вопросу актуальности здоровьесбережения воспитанников социозащитных учреждений, использованию различных технологий здоровьесбережения для сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса; перечисляются основные техники здоровьесбережения, использующиеся в работе воспитателя с детьми.
Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровье воспитанника, сохранение и укрепление здоровья, стресс, здоровый образ жизни, арт-терапия, игротерапия, коммуникативные игры.
Преобразования в педагогическом пространстве и обществе, произошедшие в нашей стране в последнее время, обусловили появление ряда проблем в сфере социального обслуживания. Социозащитные учреждения и педагоги, в них работающие, выполняя социальный заказ, должны обеспечивать доступность качественных соц. услуг в условиях, гарантирующих психологическую и физическую безопасность воспитанников, что предъявляет высокие требования к компетентности и профессионализму воспитателей социозащитных учреждений в вопросах здоровьесбережения воспитанников.
Вместе с тем, исследования последних лет свидетельствуют о неблагоприятном состоянии здоровья всех участников социозащитного процесса : большинство воспитанников социозащитных учреждений состоят на диспансерном учете у специалистов детской поликлиники.
В последние годы широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни получил термин «здоровьесбережение». Под здоровьесбережением обычно понимают систему мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Существительное «здоровьесбережение» несет смысловую нагрузку слова «сбережение». В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова значится: «сберегать–это сохранить, не дать утратиться, пропасть» [4;с. 686], следовательно, здоровьесбережение (синоним –здоровьесохранение) –это сохранение здоровья на заданном уровне. Под здоровьесбережением в социозащитном пространстве многие авторы также понимают процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности ребёнка, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания человеком личной ответственности.
Здоровье воспитанника приюта -деликатная и многоаспектная проблема. Обозначая ее значимость, необходимо указать на то, что здоровье воспитанника -основа эффективной работы современных социозащитных учреждений и их стратегическая проблема, и оно определяется как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие эффективность педагогического воздействия и развитие личности ребёнка.
Здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Психологическое здоровье - индикатор физического здоровья. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием, таким образом на первый план выходит неоходимость решения проблемы воспитания социально адаптированной личности, путем системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях социозащитного учреждения здоровьесберегающих технологий. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Исходя из вышесказанного, целью воспитателя становится преодоление повышенной невротичности, эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами и родителями по вопросам охраны психического здоровья детей. Такая поддержка включает в себя следующие виды работы : - выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей; - комплектование «группы риска» для коррекционных занятий; проведение занятий; - создание благоприятного психологического климата в группе и семье; - применение здоровьесберегающих технологий в работе. Выявление факторов, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей. Оценка показателей психологического здоровья проводится посредством предварительного тестирования детей, позволяющее выявить личностные нарушения, определить механизмы негативных воздействий на развитие воспитанников. Комплектование «группы риска» для индивидуальных занятий, целью которых является коррекция эмоциональных состояний, развития познавательных процессов используются психологические коррекционно-развивающие программы: «Развитие самосознания и индивидуальности», а также индивидуальная развивающая и психокоррекционная работа с воспитанниками, которая направлена на создание условий для целостного развития воспитанников, их психологического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Для воспитанников приюта проводятся групповые и индивидуальные занятия, предполагающие активное участие ребёнка в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности, развитие его саморегуляции. Естественная склонность ребёнка к игровой деятельности, художественному творчеству, богатство детской фантазии побуждают активно использовать в коррекционно-развивающей деятельности интерактивные, ролевые игры и креативные методы, в частности, технологии арт-терапия, игротерапия, коммуникативные игры; самомассаж и точечный массаж; дыхательная (по Джекобсону) и нейро гимнастика, занятия-релаксации и песочной терапии. Игротерапия - метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т. п. Коммуникативные игры- игры, которые направлены на формирование и развитие у детей навыков общения. Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус. Точечный массаж (су-джок терапия)- оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов. Преобладание наглядно-образного мышления у воспитанников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы). Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) - техника, применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах…Процесс музыкального самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование данных технологий позволяет помочь ребёнку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию. Это успешно достигается на занятиях для воспитанников и подростков "группы риска". В процессе групповой работы на базе программы психологического сопровождения «Развитие самосознания и индивидуальности» используются приемы, содержание которых отвечает коррекционным и развивающим задачам программы: Ритуалы приветствия и прощания; Дыхательные гимнастики; Упражнения на развитие психофизической регуляции; Упражнения на развитие двигательной координации; Динамо - статические упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции; Упражнения и этюды на развитие умений соотносить и отображать эмоциональные состояния; Методики и техники по повышению самооценки и уровня социальной компетентности детей в их взаимоотношениях с окружающим миром; Методики и техники по развитию умений находить позитивный выход из проблемных ситуаций; Релаксация. Участие в занятиях помогает детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям. Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребенок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. Решающим фактором в возникновении невротических состояний у детей является неправильное воспитание. Выбирая наиболее эффективные методы работы, способствующие сохранению психического и эмоционального здоровья детей, предпочтение отдала следующим формам работы с родителями : Психолого-педагогическое просвещение: тематические выступления на родительских собраниях («Адаптация детей к условиям школы», «Психофизические возрастные особенности развития подростков», «Чтобы не опоздать: профилактика зависимого поведения детей», «Причины детской агрессивности и методы ее устранения» и т. п., обеспечение специализированной психолого-педагогической литературой, памятки с рекомендациями по формированию психолого-педагогической культуры родителей; Индивидуальное консультирование по вопросам развития, воспитания и обучения. Обучение агрессивных воспитанников адекватным способам выражения гнева в приемлемой форме; Обучение воспитанников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; Обучение воспитанников бесконфликтному общению с помощью эмоциональноразвивающих игр; Повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей; Обучение воспитанников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Таким образом, создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в приюте, которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем - успешному обучению, становится одной из главных задач в деятельности воспитателя. Анализ работы по сохранению и укреплению психического здоровья воспитанников показал : снижение заболеваемости в адаптационный период, снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности. Преодолены трудности в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками; трудности в общении с педагогами, трудности в сфере собственного самопознания, трудности в умении принимать задачу, поставленную взрослым, действовать согласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу.
Список литературы:
1. Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность воспитателя и здоровье ребёнка. -М. : Academia, 2015. –362 с.
2. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. –М. : Флинта -Московский психолого-социальный институт, 1998. –200 с.
3. Познавательные психические процессы. Хрестоматия /Сост. А. Г. Макланова -СПб., 2011.
4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. -М. : ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2005 год.