Татьяна Васильевна Секалина
Применение Су-Джок терапии для развития мелкой моторики у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Применение Су-Джок терапии
для развития мелкой моторики у детей с ОНР»
Секалина Татьяна Васильевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ д/с №72 Калининского района гСанкт-Петербурга
Контингент детей, с которыми я работаю в детском саду – дети с речевой патологией. Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором нарушены компоненты речи, языковой системы, мелкой моторики, мышления, воображения, координации и др.
Публикация «Применение Су-Джок терапии для развития мелкой моторики у детей с ОНР» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Дети с нарушением речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Опыт работы в логопедической группе детского сада подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем положительно сказывается на развитии речи и подготовке руки к письму. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков, одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь, развивает и накапливает словарь, способствует формированию коммуникативных знаний, способностей и умений, развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия речи! Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть, достигнут, наибольший эффект.
Своевременное развитие мелкой моторики помогают детям сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику, подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу.
В своей работе для развития мелкой моторики у воспитанников с общим недоразвитием речи я использую как традиционные игры и упражнения, так и нетрадиционные, одним из которых являются массажные мячики Су-Джок. Су-Джок терапия является целесообразным, эффективным и простым методом. Су-Джок терапия (су-кисть, джок - стопа) - достижение восточной медицины, разработана учёным из Южной Кореи, профессором Пак Чжэ Ву. Это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает воздействие на кору головного мозга. Этот метод вызывает раздражение рецепторов, расположенных на ладошках и стопах детей и вызывает приятные ощущения, развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, активизирует развитие речи ребенка, позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферы, способствует общему укреплению организма ребёнка. Применяются Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики и можно свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Приёмы Су-Джок массажа :
круговые движения шарика между ладонями;
перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони;
вращение шарика кончиками пальцев;
сжимание шарика между ладонями;
сжимание и передача из руки в руку.
Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях. Су-Джок шары можно использовать при автоматизации звуков, при совершенствовании лексико-грамматических категорий, для развития памяти и внимания, при совершенствовании навыков употребления предлогов, для слогового анализа слов.
Высокая эффективность Су-Джок терапии в том, что:
Не наносит вред, а при правильном и длительном применении наступает выраженный эффект;
Безопасность использования многократно в течение дня, включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях ДОУ;
Включение самомассажа в любую образовательную деятельность (физкультминутки);
Легок в выполнении;
Проводится в игровой форме, что вызывает интерес детей. Эта здоровье сберегающая технология настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять и затем им можно пользоваться всю жизнь.
Список литературы
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/ Д: Феникс, 2009.
2. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.
Издательство «Лань», 2002.
3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.