Лилия Исаева
Интеграция в воспитательной работе в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Для начала нужно понять что такое интеграция –это
обьединение частей в целое.
Цель такой деятельности изучение конкретного предмета, явления либо понятия с самых разных сторон. Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста до выпуска детей в школу. Интегрированный подход на занятиях соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: предлагаемый материал должен быть небольшим по объёму, но ёмким.
Публикация «Интеграция в воспитательной работе в старшей группе детского сада» размещена в разделах
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей решаются такие задачи как:
- Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве;
- Формирование обобщённых представлений, знаний и умений, как фактора повышения эффективности воспитания и развития детей, побуждения их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
Содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
Содержание образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении, правильной орфоэпии и орфографии.
Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста до выпуска детей в школу.
Интегрированный подход на занятиях соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: предлагаемый материал должен быть небольшим по объёму, но ёмким.
Хочу поделиться с вами своим опытом интеграции в воспитательной работе в старшей группе.
Дети в старшей группе уже многое понимают и сними о многом можно разговаривать, на разные темы и переходя с темы на тему они улавливают понимание изначальной темы. Поэтому интеграция в воспитательной работе очень нужна.
Интеграцию в свое работе провожу следующим образом:
На занятиях осуществляется связь развитие речи, окружающий мир и математика; экспериментирование, музыка и аппликация; лепка, художественно –эстетическое
• Воспитатель учит детей высказываться об эмоционально – образном содержании музыкальных произведений, используя музыкальную терминологию.
• Воспитатель помогает различать средства музыкальной выразительности, направление движения мелодии.
• Развивать творчество и фантазию детей, тембровый слух.
• Закреплять знание композиторов, понятий соло и дуэт.
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественно – эстетический вкус.
• Продолжать формировать умение рисовать контуры сказочных персонажей простым карандашом, с последующим закрашиванием.
• Закреплять умение рисовать злых троллей и добрых гномов.
В основе интегрированного занятия должна быть игра, потому что это основная форма познавательной деятельности дошкольников, активизирующая их мыслительные процессы и двигательные возможности, она создает положительный эмоциональный фон и мотивирует детей на деятельность. Одновременно создаётся возможность закрепления имеющихся у детей познавательных знаний, умений и навыков в деятельности, т. е. создание ситуаций (жизненных, нестандартных. игровых, где дети могут выступать как субъекты деятельности. А в основе лежит интересный для детей, увлекательный, игровой сюжет. Допустима разнообразная интерпретация : сюжетные комплексы общеразвивающих упражнений, подвижные и музыкально-подвижные игры, спортивные эстафеты, психогимнастика, музыкальные этюды-тренинги, и др.
Работая по технологии «Интегрированные занятия» в образовательной деятельности предшколы 5 лет могу сказать, что лучше комбинировать три (четыре) образовательные области. Моей изначальной ошибкой было, что я пыталась объединить как можно больше образовательных областей, что приводило к трудности подготовки такого занятия и его проведения (научи, но не навреди). Поэтому, когда вы работаете над подготовкой занятия и составляете интеллектуальную карту образа - темы, лучше отбросить некоторые понятия или включить их в следующие занятие. В проведение интегрированных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и педагога. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя. Мои возможности показали - проводить три- четыре интегрированных занятия в месяц.
Моя работа строиться по принципу: «уча других - учишься сам». На занятиях я выступаю в роли помощника, а не педагога. Именно такой прием активизирует деятельность ребенка, способствует самостоятельности и самовыражению через движение. Во время занятий у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. И еще каждый малыш должен знать, что он важен и нужен. Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого. Моя дружба и понимание детей помогает мне находиться в их удивительном мире детства. Я вижу, как расправляются их плечи, выпрямляются спинки, как свободно они общаются друг с другом на занятиях, они поют, танцуют, превращаются в разных животных, шутят и смеются.
Проведение таких занятий очень полезно для детей: у них повышается уровень познавательного развития, появляется повышение интереса к учению.
Заключение
И в заключении хочется отметить.
Что проблема интеграции дошкольного образования важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого -- выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения и создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
Список литературы
1. Аджи А. В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие, развитие речи, обучение грамоте. /Москва,2007
2. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. / Екатеринбург, 1994.
3. Белая, К. Ю. и др. Интеграция -- как основной инструмент создания новой модели ДОУ [текст] / Управление ДОУ. 2003. № 4.-С. 105-109.
4. Детство : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. /СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
5. Дыбина О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. /Москва,2012
6. Иванов, В. Г. Теория интеграции образования [текст] :/ Уфа, 2005.-128 с.
7. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество/Т. Г. Казакова. -М., 2006.255с.
8. Казакова Г. М. Предшкольное образование детей в ДОУ. /Москва, 2007
9. Лазарева М. В. Концептуальная модель интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. / Автореф. на соискание уч. степ. д-ра пед. наук, М., 2010.
10. Мартынова, М. В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков[текст] : / Томск, 2003.-153 с.