Григорьева Розалия Прокопьевна
Статья по нравственному воспитанию «Добрые привычки с детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Григорьева Розалия Прокопьевна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №30 «Малышок» г. Якутска
«Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление.
Она должна войти в привычку».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Статья по нравственному воспитанию „Добрые привычки с детства“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Привычки. Полезные и вредные
- Темочки
И щедрость сердца, и душевная черствость одинаково берут свое начало из детства. В. А. Сухомлинский писал: «… добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин».
В современном обществе возрастает потребность в высокообразованных и нравственно- воспитанных людях, способных вникать в сущность экономических, социальных проблем и самостоятельно решать их. Настроения недоверия, равнодушия друг к другу, социальная адаптация особенно остро проявляются в молодежной среде. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.
Целенаправленными исследованиями в области нравственного воспитания дошкольников занимались видные ученые, специалисты в области дошкольной педагогики: Р. С. Буре, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская и другие.
Каждый поступок, если он в той или иной степени влияет на других людей и не безразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный и неправильный, справедливый и несправедливый.
Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, то ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».
Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей. В тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности, пренебрежения. Очень важно, чтобы гуманные чувства они распространяли не только на себя, а умели сострадать людям, быть милосердными. Что такое милосердие? Это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия (так толкует словарь Ожегова).
Мы считаем своей задачей воспитать у детей эту готовность, желание заботиться о других. Беседуем с ними о добрых поступках людей, читаем им художественные произведения, стремимся обогатить их речь такими словами, как «добрый, чуткий и отзывчивый».
Проводим игры – занятия, например: обсуждение истории, в которой Иа-Иа теряет хвост, а Пух находит (из книги А. Милна «Вини пух и все, все, все»).
Цель – вызывать у детей радостное настроение от встречи с любимыми сказочными героями; развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды; учить детей оценивать характер героев рассказа и выражать свое отношение к их поступкам.
Дидактический материал: мягкие игрушки – ослик, медвежонок, сова; сюжетные картинки.
Вопросы: О каком человеке можно сказать, что он настоящий друг? Как вы думаете, Пух настоящий друг ослику Иа? Докажите это примерами.
Важно, чтобы переход от чтения художественного произведения к беседе был незаметным, не вбивая вызванный чтением эмоциональный настрой. Цель бесед – показать детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила.
Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим – непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им. Задача воспитателя – увидеть, что таится в душах детей, и помочь справится со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих их людей. Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках окружающих, опираясь на свой еще не богатый жизненный опыт. Поэтому педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.
Влияние художественной литературы на духовное и нравственное развитие ребенка очень велико. Мы подобрали картинки с изображением разных поступков людей. «Девочка ухаживает за домашними животными», «Мальчик уступает место в автобусе», «Девочка кидает фантик мимо урны», «Мальчик дергает собачку за хвост» и т. п. Мы читали детям ненецкую сказку «Кукушка» - о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих черствых, недобрых детей. А также В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», Е. Благининой «Посидим в тишине», В. Катаева «Цветик – семицветик».
Изучив опыт работы МДОУ №131, №9 г. Рязани, ввели выдуманного персонажа «Хорплоша» в жизнь группы «Золотая рыбка» д/с №30 «Малышок». Хорплоша – наблюдает за поступками детей. Идея проста: если ребенок совершает хорошие поступки, она сама становится доброй, радушной и аккуратной. А если Хорплоша видит плохие поступки, она превращается в злое, безобразное существо. С помощью Хорплоши ребенку легче понять, что каждый его поступок имеет очень большое значение.
Для того, чтобы процесс нравственного воспитания сделать наиболее эффективным, необходимо, чтобы работа шла одновременно и в детском саду, и в семье. Поэтому изготовление куклы Хорплошы мы поручили родителям. Она может быть сделана из любого материала – бумаги, картона, ниток, перьев, ткани и меха. Куклу можно сделать выворотной или двусторонней. Синяя – злая Хорплоша, желтая – добрая. «Как ты думаешь, какого цвета сейчас Хорплоша?». Так у детей появляется необходимость осмыслить свой поступок.
Для родителей подготовили папку-передвижку, по темам: 1. Люби своего ребенка! 2. Играй со своим ребенком! 3. Будь добрым примером для своего ребенка.
Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, счастливыми. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.
Список использованной литературы
1. Н. В. Архангельский. Нравственное воспитание - М. : Просвещение, 1979. - 320 с.
2. С. К. Бондырева. Нравственность - М. : МПСИ, 2008. - 336 с.
3. А. А. Люблинская. Детская психология : - М. : Просвещение, 1971. - 415 с.
4. Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. - 2-е издание, испр. и доп. - М. : Просвещение, 1978. - 256 с.
5. Л. А. Пеньевская. Воспитание отзывчивости и развития простейших форм взаимопомощи у детей. Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Педагогика, 1971. - С. 112-156.
6. Н. Иванова. Воспитание добрых чувств - Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. - С. 54-59.
7. В. Гальвас. Воспитание чувства милосердия – Дошкольное воспитание. - 1991. - №1. - 10 с.
8. М. Рубцова. Добрые привычки детства - Дошкольное воспитание. - 1990. - №9. - 51 с.
9. В. Кулькова. Крупицы добра - Дошкольное воспитание. - 2007. - №9. - 38 с.
10. Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др. /Под ред. А. М. Виноградовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1988. - 96 с.