Елена Двинских
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Жизнь дана на добрые дела»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность, навыки культурного общения со сверстниками, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.
Задачи:
Воспитательные :
- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;
- воспитывать стремление совершать добрые дела
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию „Жизнь дана на добрые дела“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
- формировать представление о том, что доброта есть проявление души;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- совершенствовать познавательную активность;
- обеспечить введение нового слова «милосердие» в речевой обиход детей
Развивающие:
- стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
- развивать умение наблюдать, развивать, сравнивать, анализировать;
- развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей
Актуальность выбора НОД обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. В настоящее время наша страна переживает непростой период. И дело здесь не в смене политической системы, и развале экономики. Нас подстерегает другая опасность – и заключается она в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными и из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, взаимопомощь, дружба.
Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Всё это говорит о кризисе в отечественном образовании и воспитании. Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь человека? Что в воспитании поставить на первое место? В недавнее время, как утверждает статистика, всё внимание педагогов было сосредоточено на обучении, второе место занимало введение в отечественную педагогику зарубежного опыта, и уж затем предполагало обращение к духовно – нравственным традициям. Вот только в последнее время отношение к нравственному воспитанию изменилось, идёт поиск духовного возрождения России, т. к. государство нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Методы:
Наглядные: демонстрация слайдов
Словесные: беседа, творческие задания, чтение и обсуждение стихотворений, пословиц и поговорок о добре
Формы: игровая, вариативно-информационная (презентация-иллюстрация)
Словарная работа: активизировать словарь «милосердие»
Предварительная работа: беседы на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов о добре и дружбе, разучивание пословиц
Подготовительная работа:
- презентация;
- подготовка иллюстративного материала;
- подбор художественной литературы;
- практические ситуации
СЛАЙД 1
Ход НОД:
СЛАЙД 2
Под музыку «Дорогою добра» воспитатель организует детей в круг:
«Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!»
Добрый день, дорогие ребята!
Дети: Добрый день!
Воспитатель :
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро - солнцу и птицам!
- Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым:
Доброе утро пусть длится до вечера!
Вы знаете, что есть на свете хорошая примета – всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем :
СЛАЙД 3
Солнцу красному …
Дети: Привет!
СЛАЙД 4
Воспитатель : Небу ясному …
Дети: Привет!
СЛАЙД 5
Воспитатель : Люди взрослые и малыши …
Дети: Вам привет от всей души!
Воспитатель : Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым давайте закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по по нашим рукам – из ладошки в ладошку – переходит доброта. Улыбнёмся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель : Дети, скажите, а что такое доброта? Какого человека можно назвать добрым?
Дети: ответы детей
Воспитатель : Давайте вспомним произведения, в которых герои совершали хорошие добрые поступки :
СЛАЙД 6
«Цветик-семицветик» (Девочка Женя потратила последний волшебный лепесток, чтобы вылечить больного мальчика Витю)
СЛАЙД 7
«Просто старушка» (Мальчик помог незнакомой старушке, которая подскользнулась на льду, подняться)
СЛАЙД 8
«Мешок яблок» (Заяц был очень добрым и угощал всех яблоками)
СЛАЙД 9
«Рассказ о неизвестном герое» (парень вынес из огня девочку)
СЛАЙД 10
«Котёнок» (Мальчик закрыл собой котёнка и спас его от собак)
Ребята, как вы думаете, если делать людям добро, то человек сам становится добрым?
Дети: ответы детей
Воспитатель : А вы любите делать добро? О каких добрых своих поступках вы можете рассказать?
Дети: ответы детей
Воспитатель : А почему вы так поступили?
Дети: ответы детей
Воспитатель : Мы с вами учили поговорки о добре. Давайте их вспомним.
Дети:
- Жизнь дана на добрые дела
- Не одежда красит человека, а добрые дела
- Доброе слово лечит, а злое - калечит
- Мир не без добрых людей
- Добрый человек добру учит
- За добрые дела всегда – похвала
- Про доброе дело и говори смело
- Добрая слава лежит, а дурная - бежит
Воспитатель : А теперь мы с вами поиграем в интересную игру «Наши добрые дела». Для этой игры вам понадобятся ладошки и ушки, которые будут меня внимательно слушать. Я называю вам разные поступки: если поступок «добрый» - вы радостно хлопаете в ладоши, если – «злой» - закрываете лицо ладошками.
(порвать книгу, защитить слабого, обидеть друга, проведать больного друга, поссориться с мамой, толкнуть ногой щенка, помочь младшей сестре одеться, ударить котёнка, сделать зимой для птиц кормушки, разорять птичьи гнёзда, стрелять в птиц из рогатки, не оказывать помощь в трудную минуту, помогать младшим и слабым, всегда говорить правду, помогать маме)
- Какие из поступков вам понравились?
- Давайте расскажем, как мы помогаем маме.
СЛАЙД 11
Проводится физминутка «Как мы маме помогаем»
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы бельё теперь стираем,
И полощим, отжимаем.
Подметаем всё кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем!
Воспитатель : А как вы понимаете слово «милосердие»? Что оно подразумевает?
Дети: ответы детей
Воспитатель : Милосердие – это милость сердца. Милость, идущая от сердца всегда бескорыстна. Милосердие – это готовность делать добро. Это сочувствие, сострадание. Доброта и милосердие способны творить чудеса. Я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко»
Если ближний замёрз … согрей,
Если он не одет … одень,
Если голоден … накорми,
Если жаждет он … напои,
Если он скорбит … утешай,
Если он заболел … навещай:
Ведь жизнь тебе дана
На добрые дела!
СЛАЙД 12
Воспитатель : С давних пор люди верили в добро. Они рассказывали об этом в сказках, где добро всегда побеждало зло. В былинах, где могучие богатыри помогали своему народу, защищали их от врагов, совершая подвиги во имя любви к своей Родине, своим близким. Людей, которые прожили свою жизнь в вере и любви, были честными, справедливыми, милостивыми, терпеливыми, добрыми, смиренными называли преподобными, иначе говоря, подобными Богу. Сегодня я хочу вам рассказать о преподобном Сергии Радонежском.
СЛАЙД 13
С детства он рос скромным, молчаливым, послушным мальчиком. Был кроток, ласков, никогда не раздражался, всегда слушался своих родителей. С детства он помогал родителям и другим людям. Сергий никогда не обижал животных, заботился о них.
СЛАЙД 14
Став священником, помогал людям, приходившим к нему за советом, благословением, помощью. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления. А иногда, просто, чтобы увидеть его. Он часто примерял между собой людей. Он нёс людям уроки нравственности, самоотверженности, любви к окружающим. Образ преподобного Сергия Радонежского стал примером терпения, прилежания, душевной чистоты и доброты. Он жил так праведно, что его причислили к лику святых Русской Православной Церкви.
Давайте с вами тоже будем милосердными и добрыми. Ведь только доброта может спасти мир от жестокости, злости и грубости. А напоследок я предлагаю послушать стихи, которые вы приготовили дома с родителями:
СЛАЙД 15
1 ребё нок:
Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода стареет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Если доброта, как солнце, светит
Радуются взрослые и дети.
2 ребё нок:
Я слабым помогать готов,
Попавшим вдруг в беду.
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда,
Жалею я других,
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
Воспитатель : Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло своё другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих.
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И всё же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один…
- Ребята, как много добрых и хороших слов вы сказали друг другу – и это заставило вас улыбнуться, посмотрите, даже в группе стало теплее и светлее. Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу. Я хочу, чтобы вы всегда заботились и помогали друг другу, не давали друг друга в обиду и были внимательными друг к другу.
- О чём мы сегодня говорили, что узнали нового? Что вам больше всего запомнилось, понравилось?
Дети: Мы сегодня говорили о добре и милосердии. Мы рассказывали о своих добрых поступках, вспоминали произведения, в которых герои совершали хорошие поступки, рассказывали пословицы и поговорки о добре, узнали о преподобном Сергии Радонежском, который стал для нас примером доброты и милосердия.