Инна Елхина
Патриотическое воспитание как средство формирования нравственной личности дошкольника
«Родина» - как много смысла в этом слове, сколько тепла, любви мы вкладываем, когда произносим его. А ведь для каждого человека, оно трактуется по-разному. У кого то «мурашки по коже», а кто-то не понимает, не ощущает полноту этого слова. Наверное, в этом и состоит актуальность моей темы. Конечно, мы воспитатели детского сада, не сможем заставить полюбить свою Родину, каждого малыша, но в наших руках «детская душа», которую можно сформировать в пусть ещё маленького, но патриота.
Публикация «Патриотическое воспитание как средство формирования нравственной личности дошкольника» размещена в разделах
Множество людей задумываются, а что значит «Патриот своей Родины?», «Как воспитать ребёнка духовно – нравственной личностью?». А нам, так хочется, чтоб дети были именно такими. Вместе с тем, остаётся актуальный вопрос основы системы патриотического воспитания и приведения её в полное соответствие с общероссийскими подходами в организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Так всё же: «С чего начинается Родина?». Конечно, корни лежат с рождения ребёнка: его родителей, улыбки близких людей, колыбельных песен и окружающего мира. Вот это первое понятие, восприятие – Родины для малыша. Затем происходит потребность узнавать, изучать мир больше, дальше. Тем более, нам есть, что рассказать и показать дошколятам, а им надо только сберечь и приумножить наследие предков.
Крым является центром русской культуры. Именно с Крымом ассоциируется имена многих известных писателей, поэтов, художников. Крымский полуостров богатый культурным наследием, которое уходит своими корнями вглубь веков и является общим достоянием народов России. Конечно, мы благодарные потомки, своих предков не будем забывать о ярких страницах истории своего полуострова. Крым навсегда вошёл в историю своим героизмом и преданностью Родине. Одна из самых ярких страниц и примеров - Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Наши соотечественники встали «плечо к плечу» в сопротивлении с фашистскими захватчиками и выстояли, победили! Многим это стало примером, как можно мужественно, героически защищать свою Родину, землю, отчий дом, мать, отца, дочь и сына.
Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает, прежде всего, организацию внутренней методической работы в данном направлении. В поисках эффективных путей приобщения дошкольников к ознакомлению и изучению «малой Родины» мной был разработан проект «Крым – наше главное чудо». Проект был разбит на блоки, имея три направления: духовно-нравственное, историко-краеведческое, культурно-патриотическое.
Духовно-нравственное направление
Цель:
- восстановление традиционного образа семьи как величайшей святыни, воспитание традиционной бытовой и семейной культуре, к заботливому отношению к членом своей семьи;
- сохранение и развитие семейных традиций, дружбу народов;
- принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- знакомить детей с традициями, обрядами, народными играми.
Историко-краеведческое направление
Цель:
- пробуждать дошкольников на изучение истории, на глубокое осознание героического прошлого;
- воспитывать бережное отношение к патриотическому и духовно-культурному наследию, участие в сохранении историко-культурного достояния;
- воспитывать глубокое уважение, любовь к героическому прошлому своей страны, его защитникам.
Культурно-патриотическое направление
Цель:
- формировать знания о родном крае, его государственной символике;
- расширить представления о городе, чем славиться;
- поддерживать интерес к событиям города, принимать активное участие в мероприятиях;
- формировать обобщённые представления о каждом сезоне, об их изменениях в живой и неживой природе, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями Крыма.
Воспитание гражданско-патриотических чувств очень важно формировать с дошкольного возраста. Именно в этот период закладывается крепкий фундамент патриотических чувств в сознании ребёнка, таких как: любовь к семье, к близким, к родной природе, к улицам в родном поселке, городе, своему краю и стране вообще. В работе необходимо делать акцент на воспитание любви к «малой Родине». Мы не в силах заставить любить, ценить окружающий мир, но должны приложить все усилия, чтоб ребёнок искренне это чувствовал, а не занял позицию «человека потребителя».