Получи документы

Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Методика «Дневничок моего настроения»

Светлана Максимова
Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Методика «Дневничок моего настроения»

Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Методика «Дневничок моего настроения».

Максимова Светлана Петровна,

воспитатель ГБДОУ детский сад № 85

комбинированного вида Красногвардейского района СПб

Эмоции и деятельность, развитие ребенка очень тесно связаны. Так на основе положительных эмоций развивается речь, движения, восприятие, память. Все положительные новообразования в развитие ребенка требуют позитивного подкрепления, для дальнейшего их усовершенствования, и наоборот – отрицательные – негативного, для их устранения.

Публикация «Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, Методика „Дневничок моего настроения“» размещена в разделах

Эмоции развиваются под влиянием условий жизни и воспитания, но именно самый ранний детский опыт общения с матерью закладывает в маленьком человеке черты его реагирования на себя, других людей и мир в целом. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был в семье желанным и ему уделяли много времени – не только для ухода за ним, но и для общения. Эмоции – одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. Радость, горе, страх, гнев, сострадание, блаженство, жалость, ревность, безразличие, любовь – нет конца словам, которые определяют различные виды и оттенки эмоций. Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Они отличаются от других психических процессов, но отделить их трудно, так как они сливаются в едином переживании человека.

Например, восприятие произведений искусства в образах всегда сопровождается теми или иными эмоциональными переживаниями, выражающими отношение человека к тому, что он чувствует.

Дошкольный возраст – это возрат, когда ребенок начинает оознавать себя реди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет иходить при выборе поведения. Эту позицию могут троить добрые чувтва, понимание необходимоти вети себя так, а не иначе, вязанные этим оветь и чувтво долга. Но позицию могут троить и эгоизм, корыть, рачет. Ребенок шетого года жизни не так наивен, неопытен, непоредтвенен, как это кажетя. Да, у него мал опыт, его чувтва опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взролым, к пониманию того, как надо жить и чему ледовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни – это, прежде вего, результат влияния взролых, его вопитывающих.

Для изучения эмоциональной сферы детей можно использовать методики Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной.

Методика «Изучение понимания эмоциональных сотояний людей, изображённых на картинке» Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина.

Подготовка иледования. Подобрать картинки (фотографии, изображением детей и взролых, у которых ярко выражено, эмоциональное отояние как оновных эмоций (радоть, трах, гнев, горе, так и их оттенков, южетные картинки изображением положительных и отрицательных потупков детей и взролых.

Проведение иледования. Индивидуально детьми 3-7 лет проводитя 2 ерии.

Первая ерия. Ребенку поледовательно показывают картинки детей и взролых и прашивают: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувтвует? Как ты догадаля об этом? Опиши картинку».

Вторая ерия. Ребенку поледовательно показывают южетные картинки и задают вопроы: «Что делают дети (взролые? Как они это делают (дружно, орятя, не обращают внимания друг на друга и т. д.? Как ты догадаля? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадаля?»

Обработка данных. Подчитывают чило верных ответов в разных возратных группах отдельно по каждой ерии и по каждой картинке. Выявляют, дотупно ли детям понимание эмоциональных отояний взролых и вертников, на какие признаки они опираютя, кого лучше понимают: взролого или вертника. Определяют завиимоть этих показателей от возрата детей.

Способы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Все мы хорошо знаем, что эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в жестах, во всем поведении.

Для решения этих задач в работе с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы эффективным и интересным является ведение ребенком дневничка, который носит название «Дневничок моего настроения».

Данный вид работы рассчитан на старший дошкольный возраст. Ведение дневника преследует несколько целей:

- создание ребенком своего собственного «эмоционального фонда», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают;

- помощь дошкольнику в познании себя, в осознании своих поступков и их последствий;

- понимание чувств и эмоций ребенка его родителями через участие родителей в заполнении дневника.

Для работы над дневником понадобятся тетрадь, цветные карандаши и фломастеры, клей, фотографии, шаблоны или трафареты для рисунков по темам. Структура дневничка очень подвижна. Освещаемые темы могут дополняться или сокращаться в зависимости от задач, которые преследует психолог. Работа по заполнению страничек-тем дневничка начинается на занятии с психологом и продолжается дома с родителями. Ценность записей, сделанных в дневничке, не в «правильности» оформления, а в их содержании. Тема странички определяется и подписывается педагогом-психологом (можно заготовить названия страничек и распечатать их на каждого ребенка). Все записи в дневнике делаются только печатными буквами. Если ребенок уже умеет писать, часть записей он может сделать сам под контролем взрослых. Основные мысли и высказывания ребенка записывают родители, а ребенок дополняет записи рисунками и фотографиями.

Примерная тематика страниц «Дневничка моего настроения».

«Это я». На занятии ребенок рисует свой портрет и с помощью психолога подписывает свое имя, фамилию, возраст. Дома с помощью родителей приклеивают свою фотографию.

«Мое имя. Как меня называют окружающие». Ребенок рассказывает, что он знает о своем имени, почему его так назвали. Какими ласковыми словами его называют друзья, родители, бабушка и дедушка. Дошкольнику дается задание узнать у родителей, почему ему дали такое имя и как его будут называть, когда он вырастет. Родители кратко записывают историю имени.

«Моя семья». На занятии с психологом дети выполняют рисунок семьи и подписывают членов семьи, а дома приклеивают фото своей семьи. Родители записывают рассказ со слов ребенка о своей семье.

«Я радуюсь, когда…» Данная страничка заполняется при изучении чувства радости. Психолог раздает детям шаблоны солнышек с лучиками, которые они обводят желтым фломастером. В центре солнышка рисуется пиктограмма «радость» (схематическое изображение мимики лица, выражающего радость). На 1 лучике с помощью психолога ребенок вписывает, в какой ситуации он испытывает чувство радости. Остальные лучики заполняются дома родителями со слов ребенка.

«Мой самый радостный день». На занятии дети выполняют рисунки на тему «Мой самый радостный день». Дома родители записывают несколько высказываний по рисунку со слов ребенка.

«Я грущу, когда…» Страничка заполняется при изучении чувства грусти. Детям раздаются шаблоны ромашки. Ромашка настроения делается по тому же принципу, что и солнышко. В центр ромашки дети рисуют пиктограмму «грусть». Лепестки цветка заполняются аналогично лучикам солнышка.

«Самое грустное событие» На занятии дети выполняют рисунки на заявленную тему. Дома родители записывают несколько высказываний по рисунку со слов ребенка.

«Мне страшно, когда…» Страничка заполняется при изучении чувства страха. На занятии детям раздают шаблоны кляксы и предлагают обвести черным фломастером. В центре ее рисуется пиктограмма «страх». На концах ее с помощью взрослого ребенок вписывает свои страхи (один на занятии, остальные – дома).

«Мой самый большой страх». На занятии дети выполняют рисунки на заявленную тему. Дома родители записывают несколько высказываний по рисунку со слов ребенка.

«Я удивляюсь, когда…». Дети обводят овальные шаблоны нескольких воздушных шаров разного цвета. Все шары присоединяются линиями-ниточками к пиктограмме «удивление», выполненной в виде круглого шарика. Воздушные шарики «заполняются» высказываниями ребенка по поводу ситуаций, когда он удивлен. Один шарик заполняется на занятии, остальные – дома.

«Я злюсь, когда…».На занятии детям раздают шаблоны морской звезды, которую они обводят красным цветом. В центре ее рисуется пиктограмма «злость». На концах с помощью взрослого ребенок вписывает ситуации, когда он злится.

«Каким я бываю». На занятии детям раздаются шаблоны человечков. Воспитанники обводят их несколько раз и затем изображают на них себя в различных эмоциональных состояниях: радостными, удивленными, грустными, рассерженными. Дома предлагается родителям «угадать» эмоции ребенка на картинках и подписать их. Если есть фото, на которых ребенок изображен радостным, плачущим, удивленными и т. д., можно их приклеить.

«Какими бывают мои близкие». На занятии детям раздаются шаблоны человечков. Воспитанники обводят их несколько раз, и психолог подписывает, указывая всех членов семьи. Дети заполняют настроения своих близких и проговаривают, в каких ситуациях члены семьи бывают радостными, грустными и т. д. Дома детям предлагается дописать предложения с помощью взрослого: «Мама радуется, когда я…», «Папа сердится, если я…», «Бабушка удивляется, когда я…».

«Какой я сегодня». В дневнике психологом делается табличка, в которой есть даты и нарисованные пустые квадраты на каждый день. Ребенок, под контролем взрослого, отмечает свое настроение ежедневно (в течение недели) закрашивая квадраты разными цветами: Спокойный – зеленый цвет, веселый – желтый цвет, грустный – синий, раздраженный – красный, подавленный – фиолетовый, тревожный – черный. В конце недели на занятии проводится обсуждение с детьми, какими они были за эту неделю и почему.

«Мои пожелания». На итоговом занятии идет обсуждение всех изученных эмоций. Детям предлагается высказать пожелания всем людям, отчего они смогут стать радостными. По одному пожеланию записывается в дневничок на занятии («Пусть никто никогда не болеет», «Пусть всем дарят подарки и говорят хорошие слова» и др.) Остальные пожелания оформляются дома с родителями. Ребенок заканчивает страничку веселым, позитивным рисунком.

Заполненные дома странички обсуждаются с детьми на занятиях с психологом, а итогом работы является выставка «дневничков» для родителей на родительском собрании.

Работа по заполнению «Дневничка моего настроения» дает возможность ребенку высказать «тайное» о своих чувствах и эмоциях, а родителям – лучше узнать своего ребенка. Ведение дневничков на занятиях по развитию эмоций вызывает большой интерес и эмоциональный отклик как у детей, так и у их родителей и является очень эффективным в реализации поставленных задач по развитию эмоциональной сферы дошкольников в детском саду.

Таким образом, отметим, что эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой).

Ценность таких занятий заключается в следующем:

– у детей расширяется круг понимаемых эмоций;

– они начинают глубже понимать себя и других;

– у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Эмоциональная сфера – это сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих состояний и чувств. Чувства как, «эмоциональные контакты» человека являются сами по себе сущностью его психической реальности и определяют его поведение, а эмоции являются материалом для развития и изменения чувств и содержанием ситуационной эмоциональной жизни, в случаи ее нарушения личность испытывает стресс, депрессию, эмоциональную неадекватность.

Дошкольный возраст, это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Ребенок шестого года жизни не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни – это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;

- чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;

- формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Список использованной литературы:

1 Апряткина, Е. Н. Целостный процесс развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / Е. Н. Апряткина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М. : Буки–Веди, 2012. – С. 100–104.

2 Бреслав, Г. М. Психология эмоций : учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Бреслав. – М. : Академия, 2004. – 542 с.

3 Горлова, Н. Современные дошкольники: какие они? / Н. Горлова // Обруч, №1, январь 2009г.

4 Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы / Н. Григорьева// Дошкольное воспитание. –2010. – №2, февраль. – С. 85–99

5 Данилина, Т. А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина. – М. : Айрис–пресс, 2004. – 160 с.

6 Денисова, 3. М. Механизмы эмоционального поведения ребенка / 3. М. Денисова. – СПб. : Речь, 2008. – 264 с.

7 Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. – М. : Политиздат, 2008. – 272 с.

8 Ковалец, И. В. Азбука эмоций : практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере : метод. пособие для педагогов / И. В. Ковалец. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 136 с.

9 Рояк А. А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада / А. А. Рояк // Дошкольное воспитание. – 2007 – № 2. – С. 36–41с.

10 Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник // Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Генезис, 2005. – 208 с.

11 Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль : Феникс, 1996. – 128с.

12 Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г. А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 304с.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферыВариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Интегрированное занятие по развитию эмоциональной сферы детей старше-подготовительной группы «Путешествие в мир театра» «Путешествие в мир театра.» Цель занятия: развитие эмоциональной сферы детей с использованием театрализованной деятельности. Задачи: - развитие.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения» Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Методика «Дневничок моего настроения»
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 19:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД