Куклина Екатерина
Особенности развития речи у детей четвертого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
В возрасте 3 – 4 лет происходит интенсивное развитие речи дошкольника. Однако понимание обращенной речи преобладает над речевыми возможностями ребенка.
Речь ребенка представлена преимущественно короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Происходит дальнейшее развитие слухового внимания, фонематического слуха, слухо-речевой памяти. Ребенок данного возраста, в норме, создает новые слова или формы слов, пытается рифмовать, более отчетливо произносит звуки и слоги. Возможны запинки в речи, что связано с тем, что малыш еще не в полной мере регулирует речевое дыхание (не всегда делает паузы между словами, фразами, проглатывает окончания слов). Грамматический строй речи формируется, возможны ошибки ударности и при согласовании слов в предложении.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В среднем, словарный запас детей 4 лет составляет около 2 000 слов. Происходит увеличение использования существительных, глаголов и других частей речи. Кроме личных местоимений применяются притяжательные: мой, твой. Начинают появляться в активной речи слова-понятия : одежда, посуда, овощи, фрукты, игрушки.
По наблюдениям Ляминой Г. М. и Тихеевой Е. И. ближе к 4 годам, при нормотипочном речевом развитии :
- ребенок должен использовать распространенные фразы, высказывать суждения об окружающем, делать свои умозаключения;
- пытаться обобщать, объединяя сходные предметы или явления в одну группу;
- в речи активно формируется умение использовать падежные окончания и формы глаголов;
- ребенок должен использовать местоимения, числительные, наречия притяжательные прилагательные;
- ребенок может испытывать трудности при составлении связного и понятного взрослым рассказа, он допускать грамматические ошибки, неточности в употреблении предлогов.
Для ребенка четырех лет характерной психологической особенностью восприятия является способность видеть предмет как целостный образ, неумение замечать детали. Исходя из этого, следует помнить, что в речи детей мало слов – названий частей предметов: составных частей сложных вещей, частей тела животных. Так же дети еще не знают оттенки цветов.
Ближе к 4 годам происходит усвоение активное формирование грамматического строя родного языка, в частности освоение процесса словообразования, который растягивается на весь дошкольный возраст.
Бородич А. М. отмечает, что дети допускают ошибки при употреблении тех или иных приставок. Возникают слова, не существующие в языке. Использование детьми собственных слов с ошибочным употреблением той или иной приставки свидетельствует о том, что дети понимают смысл употребляемых морфем, но они еще не запомнили, как их надо употреблять в речи, то есть они не усвоили речевой нормы. При этом, необходимо отметить, что к 4 годам словообразовательные нормы только начинают осваиваться ребенком, а словоизменением основных частей речи дети должны в основном овладеть. Можно сказать, что грамматические формы продуктивных типов склонений и спряжений применяются правильно. В то же время аграмматизмы встречаются потому, что дети переносят окончания продуктивных типов склонения на непродуктивные, как они это делали и на третьем году жизни. Важно следить, чтобы к 4 годам подобных ошибок становилось все меньше.
На четвертом году жизни совершенствуется синтаксический строй речи, дети чаще используют различные синтаксические конструкции, стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию высказывания.
Необходимо отметить, что ребенок четырехлетнего возраста еще не может самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем которых он стал. В высказываниях дошкольника еще нет развернутости, характерной для связанной речи. Как уже отмечалось, ребенок использует короткие предложения, не всегда соблюдая логическую последовательность в изложении события. Учитывая данную особенность, необходимо задавать дополнительные вопросы (простые, косвенные, тем самым развивая понимание обращенной речи и усвоение грамматического строя речи. Зачастую ребенок начинает рассказ, используя местоимения («он», «она») так что непонятно, о ком ребенок собирается рассказывать. Также трудности у четырехлетнего ребенка вызывает описание содержание сюжетной картинки. Чаще всего ребенок называет предметы и перечисляет действия, которые они совершают. Детям этого возраста доступно составить высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования иллюстраций, схем, пиктограмм.
Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее рассказ наизусть. Необходимо учитывать, что у нормотипичных детей четырех лет достаточно хорошая память, поэтому они наизусть могут читать стихи и пересказывать знакомые сказки.
Для детей 4 лет характерным является ситуативность речи, преобладает экспрессивное изложение. Ребенок допускает много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Позднее речь становится более связной и контекстной. Развитие такой формы речи объясняется задачами и характером общения ребенка с окружающими. Усложняется познавательная деятельность ребенка, что требует более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают понятности и ясности его высказываний. Исходя из динамики речевого развития, складывается функция сообщения и диалог.
Детям 4 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы). Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие явятся основой формирования монологической речи.
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, а потребность в общении побуждает их к проявлению инициативы, они являются инициаторами разговора, уже умеют задавать вопросы, их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Следует симулировать этот интерес, поскольку он является фундаментом дальнейшего речевого развития и других высших психических функций ребенка.
Список литературы
1. Бородич А. М. Методика развития речи у детей / А. М. Бородич. - М: Просвещение, 2006. – 183 с.
2. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. - М: КомКнига, 2006. - 320 с.
3. Киселева, О. И. Теория и методика развития речи детей : теория и технология обучения речевому творчеству / О. И. Киселева. – Томск: Изд. ТГПУ, 2006. - 84 с.
4. Лямина Г. М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - с. 49-55.
5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Е. И. Тихеева - М: Просвещение, 2011. - 159 с.
6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2008. - 240 с.