Любовь Архипова
Особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о приспособлении животных к окружающей среде
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о приспособлении животных к окружающей среде, по данным психолого-педагогических исследований
Многочисленные исследования, проведенные в 70-е года двадцатого века, показали, что единичные связи, существующие в природе, доступны уже младшим дошкольникам, если они наглядно представлены (А. А. Венгер, С. Н. Новоселова, Н. Н. Поддьяков и другие). Старшие дети уже способны осваивать цепочку связей и более сложные общие природоведческие связи разного содержания: морфофункциональные, пространственные, временные, причинно – следственные и др.
Публикация «Особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о приспособлении животных к окружающей среде» размещена в разделах
Результаты экспериментов, проводимые Н. Н. Кондратьевой[1], П. Г Саморуковой [5], Л. М. Маневцовой [3] у детей уже в младшем дошкольном возрасте сформированы стихийные знания о различии живого и неживого. Особенность этих знаний в том, что как младшие, так и средние дошкольники, относя тот или иной объект к области живого или неживого, выделяют в качестве признаков некоторые потребности животных (питание, дыхание).
Эксперимент Н. О. Никоновой [4] выявил, что дети уже в младшем дошкольном возрасте могут освоить связи и зависимости в жизни животных, что позволяет нам предположить возможность освоения детьми знаний о взаимосвязи потребностей животных с их жизнедеятельностью в среднем дошкольном возрасте, а также обобщения на основе выделения существенных биологических связей, что доказано исследованиями автора с детьми среднего дошкольного возраста. В тоже время исследования Л. М. Маневцовой [3] позволяют предположить, что в среднем дошкольном возрасте детям возможно освоить обобщенные знания о конкретных проявлениях животных (в частности, потребностях, так как у младших дошкольников возможно сформировать конкретные представления об индивидуальных особенностях некоторых животных. Результаты этих экспериментов важны для нашего исследования.
Предложение о понимании детьми старшего дошкольного возраста связей между удовлетворением потребностей и особенностями существования животных можно считать достоверным при опоре на эксперименты Терентьевой Е. Ф. [6,7], которая считает необходимостью формирования у детей понимания у детей центральной связи в природе – связи организма со средой обитания. Для этого значимо формировать у детей конкретные представления о внешнем строении, образе жизни и среде обитания животных, частью которых выступает понимания детьми потребностей животных и необходимости их удовлетворения. Все это возможно при условии того, что детям уже в младшем дошкольном возрасте доступно понимание связей общего характера (Н. Н. Кондратьева [2], Е. Ф Терентьева [6] ‚ Л. М. Маневцова [3]).
Учеными исследовалась возможность детей познавать простейшие связи и закономерности в природе: И. А. Хайдурова – содержание представления о растениях (1975, Е. Ф. Терентьева – содержание представления о животных(1980, С. Н. Николаева, К. Э. Фабри – процессы развития в живой природе (1980, Н. Н. Кондратьева – содержание знаний о живом организме (1986). В этих исследованиях был провозглашен научный подход в отборе содержания знаний о природе для детей, основанный на одной из ведущих идей естествознания, приспособления организма (животных и растений) к среде через удовлетворения его потребностей.
В содержании экспериментальных программ в доступной для детей форме, излагались знания об особенностях природных объектов, системе их взаимосвязи со средой. В экспериментальных программах Е. Ф. Терентьевой и И. А. Хайдуровой, Л. М. Маневцовой включались знания о растениях и животных, особенностях их образа жизни : чем и как питаются, как передвигаются, защищаются, приспосабливаются к сезону.
Отбор знаний о животных как живых существах для детей младшего и среднего дошкольного возраста осуществлённый Л. М. Маневцовой и Н. О Никоновой позволил дифференцировать содержание экологического воспитания в программе «Детство» по возрастам [4].
В своих исследованиях Е. Ф. Терентьева изучала возможности освоениями детей связей биологического характера, в частности приспособления животных к среде обитания.
Е. Ф. Терентьева подчеркивала, что способность приспособления к окружающей среде составляющая неотъемлемое свойство живого организма, как предпосылки сохранения жизни, и наглядно представлена и поэтому может быть освоена детьми старшего дошкольного возраста.
Коренные механизмы приспособления животных к условиям среды различны. Наиболее значительные из них наблюдаются во всех жизненных проявлениях: в способе питания, в способе передвижения, в дыхании, в покрове тела, способе защиты от врагов, в перенесении неблагоприятных сезонных изменениях среды, прежде всего зимних и пр.
Многие из этих приспособительных связей животного с окружающей средой зримы, наглядны. Они легко обнаруживаются в процессе наблюдения, общения с животными, в процессе труда и др. В течении дошкольного возраста у ребенка- дошкольника накапливается значительный запас знаний о самых разнообразных животных. В ходе исследований Е. Ф. Терентьевой была разработана программа знаний о животных. При выборе животных Е. Ф. Терентьева руководствовалась тем что детям необходимо показать ярко выраженные приспособления к среде поэтому ей были взяты следующие группы животных : звери, преимущественно приспособленные к наземной среде, птицы, приспособленные к воздушно-наземным; рыбы, приспособленные к жизни в воде.
Так же Рубинштейн С. Л. подчеркивал, что понимание причинных взаимосвязей между явлениями, овладение причинно – следственными отношениями в природе характеризует высокий уровень мыслительной деятельности. Способность к пониманию причинных зависимостей между явлениями формируется и развивается на протяжении детства под влиянием условий жизни и воспитания.
Список литературы
1. Кондратьева Н. Н. программа экологического образования «Мы». – СПб., 1996. С. 104.
2. Кондратьева Н. Н. экологическое воспитание дошкольников : проблема и некоторые подходы к ее решению. / Теоретические основы программы воспитания в детском саду. – СПб., 1992
3. Маневцова Л. М. К программе знаний детей младшего дошкольного возраста о животных. / Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. – Л., 1984.
4. Никонова Н. О., Ивченко Т. А. Современные технологии организации познавательно-исследовательской экологически-ориентированной деятельности дошкольников//Инновационные процессы в дошкольном образовании. СПб 2012. С. 442.
5. Саморукова П. Г. Освоение детьми дошкольного возраста знаний о росте и развитии растений и животных как центральной связи понятия «живое». / Умственное воспитание детей в детском саду. // Кондратьева Н. Н – Л., 1981. С. 128.
6. Терентьева Е. Ф. К программе знаний детей старшего дошкольного возраста о животных. / Содержание обучения и воспитания детей в детском саду. – Л., 1978. С 157.
7. Терентьева Е. Ф. Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы элементарных знаний о приспособлении животных к условиям среды. – Л., 1981. С. 217.