Зинатулина Альбина
Особенности предметно-пространственной среды группы с учетом адаптированных программ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности предметно-пространственной среды группы с учетом адаптированных программ.
Для нас эта тема очень актуальна, так как в нашем детском саду функционирует разновозрастная группа оздоровительной направленности для детей с сахарным диабетом, и в ней реализуется 3 адаптированные программы : для детей с ЗПР, ТНР и НОДА и 1 основная образовательная программа.
Публикация «Особенности предметно-пространственной среды группы с учетом адаптированных программ» размещена в разделах
Одной из задач воспитания дошкольников с ЗПР, ТНР является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Психологическая комфортность образовательной среды – это состояние, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении; это условия, при которых они чувствуют себя спокойно. важно реализовать их потребность в чувстве психологической защищенности. Данная потребность может быть реализована посредством разделения микрозон ширмами, занавесами и т. д. Важно учитывать роль развития мелкой моторики для речевого развития ребенка с ТНР: большинство зон развивающей предметно-пространственной среды должны быть оснащены различными видами игр и пособий для развития мелкой моторики. Инновационные методики, в настоящее время активно проникающие в коррекционную работу и логопедию, предоставляют немало возможностей для создания многомерного и многофункционального пространства логопедической группы. Использование зон для возможности наблюдения и экспериментирования расширяют кругозор и предметный мир ребенка с ТНР, способствуют преодолению ряда психологических проблем, связанных с проблемами речевого развития.
Проектируя среду, как основу реализации индивидуального подхода к ребенку с ЗПР, ТНР, НОДа, мы основывались на принципах построения предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС ДО:
-вариативность;
- насыщенность;
- доступность;
- безопасность;
- трансформируемость;
-полифункциональность.
Рассматривая психологическую структуру задержки психического развития в дошкольном возрасте, можно выявить ее основные звенья: низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, недостаточной сформированности мотивационно-целевой основы деятельности, сферы образов-представлений, недоразвитие знаково-символической деятельности.
Поэтому важным моментом являет среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Но, как же организовать работу детей в группе при условии 4-х разных программ, и научить детей самостоятельности?
В группе мы создали «панно» «Секреты тетушки Совы», на котором расположены кармашки, для каждого ребенка он свой, обозначен картинкой, такой же как и на шкафчике. С вечера мы, учитывая рекомендации психолога, логопеда, дефектолога, собственный мониторинг и индивидуальные маршруты, раскладываем задания для каждого ребенка на следующий день, индивидуальные условные обозначения: после утреннего приветствия, обсуждения, дети направляются к данному панно и берут в своем кармашке свое задание. Далее дети, расходятся по центрам: карандаш - центр рисования, язычок- центр логопеда, цифра- центр математики, деталь лего - конструирование, гантеля- центр физкультуры, знак дорожного движения- центр пдд.
В каждом уголке лежит конверт, с картинкой ребенка, в конверте индивидуальные задания, и схемы последовательности деятельности (при необходимости). Детям необходимо выполнить эти здания самостоятельно, пока воспитатель занимается с ребенком по одной из адаптированных программ. Однако, если ребенок испытывает трудности при выполнении задания он может обратиться к воспитателю. После окончания работы, все выполненные задания оцениваются воспитателем и складываются в индивидуальные папки.
Созданная нами предметно-пространственная среда позволяет облегчить процесс адаптации вновь прибывших детей в группе, создает условия для качественной коррекции, способствует развитию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.
Развивающая предметно-пространственная среда подобрана нами с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области используем в процессе реализации других областей. Оснащение центров меняем в соответствии с актуальным уровнем развития детей, а также в соответствии с планированием образовательного процесса. Динамичность среды побуждает детей к преобразованию, повышает их познавательную активность, развивает самостоятельность. Центры меняются, объединяются, дополняются.
Так, например: центр «Исследовательской деятельности» объединен с центром «Природы». Задача этих центров – развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что в целом обеспечивает успешное интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Здесь размещены самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, перья, ракушки, уголь, микроскоп, глобус, коллекции, а также некоторое лабораторное оборудование, вызывающее у детей особый интерес. Дошкольникам с ЗПР недостаточно показать картинки, расставить цветы, нужно погрузить их в определенную атмосферу, разбудив активность познания, общения, наблюдения. Для прочности запоминания дети учатся зарисовывать свои наблюдения, вести «рабочую документацию» исследования.
Атрибуты центра «Сюжетных игр» и «Конструирования» помещены в яркие коробки или корзины, которые помечены специальными маркерами для привлечения внимания и развития умения соотносить реальные ситуации с изображенными на картинке. Дети имеют возможность самостоятельно выбрать нужные им атрибуты в соответствии с замыслом деятельности. Есть корзины с неоформленным бросовым материалом для изготовления недостающих атрибутов: различные коробки, баночки, бутылочки, ленты, проволока, остатки ткани, меха, кожи, картона, бумаги.
Детьми широко используются:
— универсальные ширмы, которые по желанию детей могут стать кинотеатром, стеной дома, кабинетом врача, входом в магазин и т. д. ;
— мобильные площадки на колесиках, на которых можно поиграть и сохранить игру на более длительный срок;
— чехлы-маркеры, различные игровые поля помогают детям более реально представить мир моря, пустыню, лес и позволяют успешно приспосабливаться к действительности.
Целенаправленная игровая деятельность способствует формированию у детей с задержкой психического развитии, ТНР, положительного отношения к познанию, закреплению конкретных представлений, тренировке навыков общения со сверстниками.
Из-за недостаточной организованности и целенаправленности действий дети с ЗПР затрудняются установить последовательность выполнения тех или иных действий. Планы-схемы, таблицы, памятки расположены во всех составляющих образовательного пространства. Эти зрительные подсказки развивают зрительное восприятие, внимание, память, обеспечивают формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.
Одной из задач является развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Мы стараемся показывать детям рост их достижений, тем самым повышаем мотивацию к обучению. Для этого в группе есть стена успешности и планирования деятельности. Он позволяет детям ориентироваться на произведенное действие, получившее положительную оценку взрослого, как на образец, инструкцию к дальнейшей деятельности. А у некоторых детей экран помогает стимулировать желание присоединиться к интересам и деятельности сверстников.
У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций. Наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря уголку «Мое настроение». Дети учатся соотносить не только свое настроение, но и настроение своих друзей.
Для формирования психологической стабильности ребенка в разных помещениях группы, мы оборудовали островки тишины и спокойствия: уголок уединения в виде детской палатки, мягкое кресло, коврики на полу, мягкие подушки-игрушки, такие тематические центры дают ребенку дополнительные возможности для того, чтобы расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы, почувствовать себя защищенным.
Для снятия излишнего психологического напряжения мы используем: «Мирилочка», мешок для криков.
Одним из условий психологической комфортности является сохранение связи с домом. Комфортность достигается через сходство интерьера помещений детского сада с домашней обстановкой, а также создание центров «Моя семья. В семейном центре разместили фотоальбомы детей, а также составленные вместе с родителями родословные (генеологическое древо). Они помогают дошкольникам при составлении рассказов о семье, установлении родственных связей, возрастных зависимостей. В течение дня, глядя на эти фотографии, дети чувствуют себя увереннее и безопаснее.
Необходимым условием в развитии ребёнка является не только его психологическое состояние, но и его физическое развитие, и укрепление здоровья. Для успешной коррекции недостатков речевого развития нами подобраны картотеки пальчиковой, корригирующей, дыхательной гимнастик, самомассажа. Специально организована и двигательная активность детей: физкультминутки, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии.
Кроме занятий в спортивном зале, в свободное время наши дети имеют возможность совершенствовать и закреплять разные виды движений в физкультурно-оздоровительном центре группы. Есть все необходимое: «Дорожка здоровья», массажные коврики для профилактики плоскостопия, гимнастические палки, обручи, атрибуты для подвижных и спортивных игр, тренажёры.
Развивающая предметно-пространственная среда группы организована с учётом возможности детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.
Таким образом, созданная нами психологически комфортная среда с учетом возможностей и потребностей детей, способствует их успешному развитию и социальной адаптации, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда не может быть организована окончательно. Важно, что предметная среда для наших детей имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Поиск инновационных подходов к организации среды продолжается. Иначе говоря, наша среда не только развивающая, но и развивающаяся.