Светлана Кирилюк Николаева
Консультация «Особенности подготовки к обучению в школе леворуких детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности подготовки к обучению в школе леворуких детей
Содержание
Введение
Психофизиологические особенности леворукого ребёнка
Основные проблемы, связанные с леворукостью у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Особенности подготовки к школе леворуких детей
Заключение
Список используемой литературы
Интернет-ресурсы
Введение
Публикация «Консультация „Особенности подготовки к обучению в школе леворуких детей“» размещена в разделах
До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности.
Актуальность проблемы исследования определяется недостаточной изученностью причин феномена леворукости с точки зрения социальных, биологических, психологических аспектов и практической востребованостью технологий эффективной коррекции. Именно поэтому на сегодня актуальна необходимость проведения специальной работы по адаптации леворуких детей к школьному обучению. Начало школьного обучения совсем не просто для любого ребенка, а для леворуких – тем более, ведь им ещё и нужно приспосабливаться к «праворукому» миру. И нам, педагогам, необходимо чётко осознавать, как необходимо вести себя с таковым ребёнком, как правильно организовать его деятельность, на что обратить внимание, чтобы помочь дошкольнику адаптироваться на следующем этапе развития – в школе.
Целью нашей работы является теоретическое изучение особенностей подготовки леворуких детей к обучению в школе с учётом их психофизиологических особенностей.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть психофизиологические особенности леворуких детей;
Охарактеризовать основные проблемы леворуких детей дошкольного и старшего школьного возраста;
Постараться раскрыть особенности подготовки к обучению в школе леворуких детей.
Полученные в ходе работы знания могут быть использованы как педагогами, работающими с леворукими детьми, так и их родителями. А это, в свою очередь, поможет преодолеть таким детям многие трудности, порождаемые необходимостью адаптироваться в «праворуком» социуме.
1. Психофизиологичекие особенности леворукого ребёнка
Леворукость — преобладание в развитии и функции левой руки над правой, обычно врожденное. Различия правой и левой рук при выполнении движении являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга – правого и левого. У праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких людей эта функция принадлежит правому полушарию.
Следует помнить, что преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией работы его центральной нервной системы.
Психофизические особенности :
плохая зрительно-двигательная координация. Может быть плохой почерк, трудности при срисовывании графических изображений;
речевые нарушения. И. Макарьев в своей книге «Если ваш ребенок левша» приводит неутешительные данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок;
особенности пространственного восприятия. Искажение форм и пропорций фигур, зеркальность письма, плохая зрительная память;
сложно концентрировать и переключать внимание.
Эмоционально-психологические особенности :
повышенная эмоциональная чувствительность;
ранимость;
быстрая утомляемость и, как следствие этого, ограниченная работоспособность;
высокий уровень креативности;
ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;
раздражительность и обидчивость;
подверженность различным страхам (боязливость);
низкий уровень самоконтроля;
пониженный эмоциональный фон (почти всегда плохое настроение);
конформность (склонность к пассивному восприятию действительности);
сонливость;
повышенный уровень тревожности;
эстетическая впечатлительность.
2. Основные проблемы, связанные с леворукостью у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Исследователи, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что такие дети требуют особого подхода, внимания со стороны родителей и педагогов при подготовке к школе.
Согласно исследованиям М. М. Безруких, адаптационные реакции леворуких учащихся проходят трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска появления трудностей в процессе обучения.
Исследователи, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что леворукие дети требуют особого подхода, особого внимания, тем более при поступлении в школу. Многие рассматривают их как группу риска – риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. И эти тревоги не лишены основания. Почему?
В период адаптации к школе для ребенка трудно все: следующие друг за другом новые уроки, значительная статическая нагрузка, незнакомые дети, что осложняется характерологическими чертами леворукого ребенка. Этот комплекс отрицательных воздействий школы осложняется нецелесообразным переучиванием, что нередко ведет к появлению ранних детских неврозов. Насильственное переучивание может стать причиной не только школьной дезадаптации, но и нарушением психического благополучия детей. Новый коллектив, новые друзья, новые требования – это совсем не просто для любого ребенка, а для леворукого – тем более, ведь особенности межполушарной асимметрии влияют и на характер реакции организма на любые внешние воздействия.
Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации, им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, ответственностью, добросовестностью, а также хорошим пониманием социальных нормативов.
Возникновение конфликтов во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками является для левшей очень сильным психотравмирующим фактором и создает дополнительные трудности в процессе адаптации к школе. И исследователи, и родители, и педагоги часто подчеркивают склонность леворуких детей к уединению, трудность контактов не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Есть особенности функционального развития леворуких детей, отмечаемые почти всеми исследователями. Они должны учитываться в процессе обучения и воспитания ребенка. Это прежде всего лучшее опознание вербальных (словесных) стимулов, чем невербальных (схем, модулей). Леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. При обучении мы часто используем модели, схемы, а именно они могут быть трудны для этих детей, т. к. левши путают правую и левую стороны, иногда верх и низ.
Однако следует оговориться: лучшее понимание словесных инструкций свойственно, по-видимому, не всем левшам. Во всяком случае, те леворукие, у которых мы отмечаем задержку речевых функций (из-за тех или иных нарушений в развитии левой зоны коры головного мозга, будут испытывать трудности формирования навыков письменной и устной речи, чтения, у них также будут неизбежны трудности восприятия (понимания) речи.
Очень важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения : в детском саду или при приеме в школу.
В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:
Сниженная способность зрительно - двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.
Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.
Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам».
Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.
Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.
Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.
Если у левши иначе устроен мозг, то значит и мышление, и вся психика у него несколько отличаются от обычного типа.
Кроме того, левши вынуждены жить в праворуком мире, писать они, конечно, могут и левой рукой, а все остальное – от дверной ручки до сложнейших станков – почти во всех странах в основном для праворуких. Поэтому нельзя исключить постоянно действующий декстра-стресс – стресс праворукой среды. Это среда, в которой левша вынужден жить, а значит, левши находятся в менее благоприятных, чем правши, условиях существования.
Итак, леворукий ребенок может иметь при обучении немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.
3. Особенности подготовки к школе леворуких детей
Необходимость индивидуально-психологического подхода к леворуким детям – одно из проявлений гуманизации образования и воспитания. Неучет данного фактора приводит к достаточно значительным изменениям в психофизиологии левшей.
Обучая и воспитывая леворукого ребенка нужно помнить, что ни в какой ситуации он не должен чувствовать негативное отношение к леворукости. Леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.
Знание личностных и психологических особенностей леворуких необходимо родителям, чтобы наиболее эффективно организовать познавательную деятельность ребенка-левши и подготовить его к овладению школьной программой.
Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников должна учитываться воспитателями и специальными педагогами при организации обучения левшей в массовых и специальных дошкольных образовательных учреждениях. Именно такой комплексный подход поможет леворукому ребенку адаптироваться в коллективе, почувствовать свою успешность, а в дальнейшем – справиться с трудностями школьного обучения.
Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: зрительно-моторной координации, точности пространственного восприятия, зрительной памяти, наглядно-образного мышления, способности к целостной переработке информации, моторики, фонематического слуха, речи.
При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога. Обучая и развивая леворукого ребенка, следует помнить, что речь дошкольников подчиняется закономерностям не логического, а непосредственно чувственного восприятия, которое обеспечивается деятельностью правого полушария. Именно поэтому речь педагогов должна быть образной, богатой эмоционально и интонационно, сопровождаться мимикой, жестами, постоянно подкрепляться зрительной наглядностью.
Одним из основных условий и показателей хорошего психического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. У леворукого ребенка особое внимание нужно уделять развитию движений руки. Полезны для тренировки пальцев различные игры, сопровождаемые стихами, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, лепка, работа с ножницами, шнуровка, завязывание различных узлов, нанизывание бус и т. п.
Учить ребенка ориентироваться в пространстве, правильно сидеть при письме, правильно держать ручку необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта.
Большинство дошкольников левшей еще слабо ориентируются в пространстве и на плоскости, путаются в определении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Поэтому воспитателю и учителю необходимо поворачиваться спиной к детям при показе той или иной руки или стороны в пространстве. Также и ребенка следует просить поворачиваться спиной к остальным детям при выполнении необходимых действий.
При формировании умения различать правую и левую сторону начинают с дифференциации правой и левой руки. Сначала вводят речевые обозначения, а потом просят выполнять различные движения то одной, то другой рукой. Затем приступают к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха, щеки.
Трудности в письме связаны прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный к школе период очень важно использовать различные задания и упражнения, которые постепенно готовят руку ребенка, особенно левши, к письму. Самый простой и эффективный способ – раскрашивание карандашами. Это занятие тренирует мелкие мышцы детской руки, делает ее движения более сильными и координированными. При подготовке руки к письму используют такие приемы как обводка, штриховка, дорисовывание изображения до целого, срисовывание, завершение узора или орнамента из прямых и изогнутых линий.
При подготовке к обучению грамоте важно помочь леворукому ребенку выбрать положение руки во время письма. Есть две манеры леворукого письма : первая (более распространенная) – рука находится в положении, аналогичном тому, как пишут правой рукой (под строкой, а лист бумаги располагается вдоль левой руки с наклоном вправо; вторая (инвертная) – кисть повернута к груди пишущего, рука и ручка находятся над строкой, лист бумаги наклонен влево. Леворукий ребенок должен сам избрать удобную ему манеру письма. В дальнейшем, при обучении в школе леворукого ребенка, учитель должен снизить требования к каллиграфии. Допустимо вертикальное написание букв или их наклон влево.
Во время проведения занятий воспитатель, а потом и учитель в школе, должны обращать внимание на правильную посадку при письме: сидеть прямо, не касаясь грудью стола, голова слегка наклонена вправо, ноги упираются в пол, руки лежат на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, левая рука свободно двигается по строке, правая - придерживает лист.
Карандаш или ручку левши держат как и в правой руке – она кладется на верхнюю фалангу среднего пальца, придерживается верхней фалангой большого пальца, а указательный палец ложиться сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от пишущего шарика. Для облегчения ориентировки в сторонах листа помечают цветным карандашом левую сторону листа и объясняют ребенку, что здесь начинается строка. Можно выделять левую руку ребенка, надевая часы, браслет, это создаст у ребенка дополнительную зрительную опору.
Обучая и воспитывая леворукого ребенка нужно помнить, что ни в какой ситуации он не должен чувствовать негативное отношение к леворукости. Леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.
Знание личностных и психологических особенностей леворуких необходимо родителям, чтобы наиболее эффективно организовать познавательную деятельность ребенка-левши и подготовить его к овладению школьной программой.
Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников должна учитываться воспитателями и специальными педагогами при организации обучения левшей в массовых и специальных дошкольных образовательных учреждениях. Именно такой комплексный подход поможет леворукому ребенку адаптироваться в коллективе, почувствовать свою успешность, а в дальнейшем – справиться с трудностями школьного обучения.
Заключение
Итак, действительно феномен леворукости изучен ещё недостаточно полно, однако на основе уже существующих исследований в этой сфере можно сделать вывод, что на сегодня актуальна необходимость проведения специальной работы по адаптации леворуких детей к школьному обучению.
Изучив особенности леворуких детей, проблемы подготовки их к обучению в школе, мы пришли к тому, что при подготовке к школе для успешной адаптации следует учитывать необходимость психологической и коррекционной помощи со стороны родителей, педагогов, воспитателей, школьного психолога и логопеда. Только при такой многоуровневой и всесторонней помощи леворукий ребенок сможет успешно адаптироваться в школьную среду.
Необходимость индивидуально-психологического подхода к леворуким детям – одно из проявлений гуманизации образования и воспитания. Знание личностных и психологических особенностей леворуких необходимо родителям, чтобы наиболее эффективно организовать познавательную деятельность ребенка-левши и подготовить его к овладению школьной программой.
Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников должна учитываться воспитателями и специальными педагогами при организации обучения левшей в массовых и специальных дошкольных образовательных учреждениях. Именно такой комплексный подход поможет леворукому ребенку адаптироваться в коллективе, почувствовать свою успешность, а в дальнейшем – справиться с трудностями школьного обучения.
Список используемой литературы
Хамблин Д. «Формирование учебных навыков у леворуких детей», 2007г., с. 132
Психологическое знание в контексте современности: теория и практика: сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18 февраля 2013 года) / под общ. ред. Л. М. Попова, Н. М. Швецова. – Йошкар-Ола: МОСИ – ООО «СТРИНГ», 2013. – 331 с.
Емельянова Е. Н. Левшата в школе и дома : как определить левшество; помогаем хорошо учиться. – М. : Эксмо, 2010. – 160 с.
Ледяева, Е. В. Обучение леворуких детей как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Е. В. Ледяева // Вестник Мордовского университета. Серия «Психологические науки». – Саранск, 2011. – № 2. – С. 227 – 231.
Интернет-ресурсы
https://mosi.ru/ru/conf/articles/evstafeva-oyu-psihologicheskaya-podderzhka-levorukih-detey-doshkolnogo-vozrasta
https://manme.ru/psixologiya/levorukost-kak-psixologo-pedagogicheskaya-problema.html
https://vzm3.detsad.27.ru/files/uploads/formirovanie_graficheskogo_navyka_u_levorukikh_det.doc
https://www.levshei.net/