Ольга Заворуева
Особенности подготовки и проведения праздников с детьми с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности подготовки и проведения праздников с детьми с ТМНР.
Дети ТМНР - это дети, имеющие тяжелые множественные нарушения развития, также к ним относятся и лица с тяжелой или глубокой интеллектуальной недостаточностью. Дети с ТМНР, к началу обучения, имеют разрозненные и узкие представления об окружающем мире, их сенсорный опыт беден и не сформирован, средства общения ограничены (крик, телодвижения, эмоции, отдельные жесты, звукоподражания или слово).
Публикация «Особенности подготовки и проведения праздников с детьми с Тмнр» размещена в разделах
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Практически все дети с такими нарушениями имеют низкий уровень развития осязания и моторики пальцев и кистей рук. Из-за имеющихся интеллектуальных и сопутствующих нарушений, дети не могут спонтанно, по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями. Вследствие, малой двигательной активности, мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными, целенаправленные действия с окружающими предметами отсутствуют. В число основных психофизических отклонений в становлении личности детей с ограниченными возможностями входит нарушение эмоционально-волевой сферы, приводящее к нарушению общения, снижению психоэмоционального контроля, преобладанию негативных эмоций и психоэмоциональных состояний. Недостаток общения является одной из серьезных причин, сдерживающих эмоциональное развитие и нормальную социализацию.
Независимо от тяжести нарушений, ребенок должен принимать участие в групповых занятиях. Они позволяют ему получить непосредственную обратную связь на свое поведение от сверстников и взрослых, запускают механизмы подражания и саморегуляции, помогают усвоить правила очередности. Важным моментом является также и создание среды для свободного взаимодействия детей друг с другом. Коммуникативное развитие ребенка в общении со сверстниками и взрослыми является прямой предпосылкой его успешной социализации и социальной интеграции.
Необходимо уделять особое внимание организации праздничных мероприятий для таких детей, это является одной из важных составляющих социокультурной реабилитации. На этих праздниках должны присутствовать не только дети ТМНР, но и люди, в которых дети эмоционально заинтересованы, это могут быть родители, волонтеры и любой другой человек, который присутствует в жизни ребенка. Наряду с воспитательными и развлекательными целями, праздник предполагает снятие эмоциональной напряженности, развитие творческих и коммуникативных способностей детей. Главная задача - это социально-эмоциональное взаимодействие, возможность получение обратной связи на свое поведение от сверстников и взрослых, что запускает механизмы подражания и саморегуляции. Праздник дает возможность ребенку проявить свой опыт, полученный в процессе обучения, проявить заботу о ближнем. Коммуникативное развитие ребенка в общении со сверстниками и взрослыми является прямой предпосылкой его успешной социализации и социальной интеграции.
Первое, что необходимо, - это качественное планирование и составления сценария, важно, что бы дети были непосредственно задействованы в сценарии праздника. В его разработке следует обязательно учитывать возможности детей, и рассчитывать на их вовлеченность. Это могут быть конкурсы, с использованием облегченных мячиков, где необходимо будет детям просто его поймать и вернуть, откинув назад ведущему, что уже за собой несет физическую нагрузку, эмоциональный отклик, содействие со стороны ребенка. Так же при помощи волонтеров и помощников можно провести хоровод, дети будут чувствовать себя «в гуще событий», ощущая себя частью целого. Не стоит забывать и о праздничной атмосфере, что может повлиять не только на эмоциональное состояние ребенка, но и помочь в обогащении тактильного и сенсорного развития. Например: пускать мыльные пузыри, надуть много воздушных шариков, раздать предметы символизирующий праздник, вырезанные из бумаги снежинки (если это зимний праздник, осенние листочки (если это праздник осени и т. п.). Музыкальное сопровождение, так же, необходимо подбирать с большой ответственностью,так как не все дети спокойно реагируют на музыку. Если есть возможность, заранее проверить реакцию каждого из детей, участвующих в празднике, на музыку подобранную для мероприятия, то это лучше сделать. Праздник должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями, многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Ребят необходимо заранее познакомить с праздником, либо с его составляющими, например: потренироваться в проведении игр, а лучше всего попробовать провести их в уже украшенном зале. В составе взрослых необходимо проводить репетиции, что бы в процессе праздника внимание было только на детей, все должно быть доведено до автоматизма, что бы быть готовыми к внештатным ситуациям с детьми. Чтобы снизить утомляемость детей, нужна частая смена видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. На праздниках всегда используются игры, с которыми дети уже знакомы.
Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий должен не только хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления.
Таким образом, мы рассмотрели общие этапы организации и проведения праздников для детей, выделили особенности подготовки и проведения праздников с детьми с ТМНР.