Елена Протуренко
Организация работы с детьми по рисованию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисование, лепка и аппликация с игрой. Такая разносторонняя связь повышает интерес детей к изобразительной деятельности и к игре.
Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие, от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; включая в оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеет эстетическое оформление образовательной области; удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное размещение, доброжелательное отношение педагогу к каждому ребенку; эмоционально – положительная атмосфера занятий; уважительное отношение взрослого к детским рисункам, лепке, аппликациям.
Публикация «Организация работы с детьми по рисованию в ДОУ» размещена в разделах
Содержание образовательной области «Художественное творчество направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности через решение следующих задач:
• Развитие продуктивной деятельности ребенка (рисование, лепка, аппликация);
• Развитие детского творчества;
• Приобщение к изобразительному искусству.
Принципы художественного творчества
• Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
• Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи);
• Принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;
• Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей;
• Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса;
• Принцип решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми
Формы организации образовательной области
«Художественное творчество»
• Занятие по художественному творчеству (по подгруппам, фронтально, индивидуально);
• Индивидуальная работа с ребенком;
• Коллективные работы;
• Совместные работы 2 – 3 детей;
• Тематические занятия;
• Пальчиковая гимнастика;
• Дидактические игры;
• Физминутки;
• Интегрированная деятельность;
• Сюрпризные моменты.
8 слайд - Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей старшего дошкольного возраста
1. Уголок художественного творчества в группе;
2. Художественно – творческая папка «Наше творчество» для родительской общественности группы;
3. Выставка рисунков в холле дошкольного учреждения.
Использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно:
• На целенаправленное развитие восприятия цвета;
• На восприятие формы;
• На восприятие качеств величины;
• На количество предметов;
• На развитие речи, мышления;
• На развитие первоначальных представлений о природе.
Наглядно – образный материал
1. Иллюстрации и репродукции;
2. Наглядно - дидактический материал;
3. Игровые атрибуты;
4. «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
5. Стихи, загадки;
6. Открытки для рассматривания
Организационные условия жизнедеятельности детей
Организация жизнедеятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
• совместной деятельности взрослого и детей
• самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
• игровой,
• двигательной,
• познавательно-исследовательской,
• коммуникативной,
• продуктивной,
• музыкально-художественной,
• трудовой,
• чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Виды занятий по рисованию
- Структура занятия
1 часть: Мотивация (сюрпризный момент, художественное слово, гость, загадка) Изложение учебного материала. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов, показ способа действия.
2 часть: Самостоятельная практическая работа детей, которая является основной в учебном процессе. Ее цель — творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.
3 часть: Анализ работ, обсуждение творческих работ с детьми помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей. Итог занятия.
Методы и приёмы
1) Словесный метод.
Приемы: 1. Беседа. 2. Пояснение. 3. Напоминание. 4. Поощрение. 5. Художественное слово. Рассматривание произведения искусств сопровождается словом, обогащается словарь детей, они учатся рассуждать, знакомятся с различными видами искусств.
2) Наглядный метод.
Приемы: 1. Использование натуры. 2. Рассматривание предметов. 3. Использование образца. 4. Рассматривание картин. 5. Показ воспитателем приемов работы. 6. Наблюдения. 7. Анализ детских работ.
3) Игровой метод. Внесение игры в сюжетное рисование, аппликацию и лепку развивает воображение, активизирует поиски выразительных средств изображения.
4) Практический метод.
Приемы: 1. Упражнения (на бумаге, в воздухе). 2. Показ способов изображения.
5) Эвристический метод.
Приемы: 1. Игра. 2. Ситуация. 3. Поиск.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.