Висимбаева Милана
Мастер-класс по экономическому воспитанию для педагогов «Семейный бюджет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Лучик» с. Комсомольское Гудермесского муниципального района»
Мастер класс по экономическому воспитанию старших дошкольников на тему: «Семейный бюджет»
Автор-разработчик: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 «Лучик» Висимбаева Милана Мусаиповна
с. Комсомольское, 2022
Мастер – класс по формированию финансовой грамотности старших дошкольников: «Семейный бюджет»
Цель: повышение компетентности педагогов по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Актуальность.
В сферу дошкольного образования, экономическое воспитание ввели сравнительно недавно. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Поэтому, финансовое просвещение детей дошкольного возраста является весьма актуальным.
Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Для этой цели и было разработано специальное пособие по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста экономическому воспитанию — «Семейный бюджет». Методическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и направлено на развитие предпосылок финансовой грамотности. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Данное пособие включает развитие ребенка по следующим образовательным областям по ФГОС ДО: «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «познавательное развитие». Является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологий организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, игровых технологий.
Материал: настольная доска с шестью секциями, с изображением на них металлических монет РФ, символ семейного бюджета – мешочек, 6 коробочек с картинками, среди которых профессии, загадки, пословицы, копии денежных банкнот и монет, авторская брошюра, цветок-конверт – в центре доски.
Ход мастер – класса:
1. Сектор № 1. Д/И «Кто что делает?». (Разрешение вопросов: «Что такое семейный бюджет?», «Что называется доходами семьи, «Откуда приходят деньги в семью?», «Что такое заработная плата?»).
Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, связанных с экономикой, развить раннюю профориентацию, уважение к труду взрослых.
Вариант: с детьми проводится беседа о том, как появляются деньги в семье, на примере разбора профессий. В целях максимального стимулирования детей, перед тем, как начать разбирать профессии, детям загадывают загадки о профессиях, и в соответствии с отгаданной профессией предоставляется возможность ее выбора среди остальных, сбора данной профессии в виде пазла, в который включены инструменты данной профессии. А также, воспитатель ведет знакомство с новыми профессиями, связанными с экономикой, такими, как: «банкир», «бизнесмен», «кассир», «бухгалтер».
2. Сектор № 2. «Какие бывают деньги? Виды денег».
Цель: дать детям представление о деньгах, их достоинстве, внешнем виде, формировать представление об истории появления денег.
Вариант: детям раздаются карточки - уменьшенные копии денег в виде бумажных купюр и металлических монет, дабы дать представление о видах денег. (Преимущество этого сектора в том, что этими карточками ребенок может воспользоваться многократно, и в других играх, направленных на формирование финансовой грамотности).
3. Сектор № 3. «Пословицы и поговорки о деньгах, о труде».
Цель: дать детям формирование адекватного отношения к материальным и духовным ценностям, представление о роли денег в жизни человека, о воспитательном их значении; развивать связную речь, обогащать активный и пассивный словарь детей.
Вариант: воспитатель предлагает детям послушать поговорку или пословицу, дать оценку воспитательного ее значения, и заучить ее.
4. Сектор № 4. Д/И «Куда уходят деньги или учимся экономить».
Цель: сформировать у старших дошкольников представления о расходах семьи и на чем можно сэкономить расходы семьи.
Вариант: дети распределяют монеты на секторах расходов (обязательные и необязательные потребности семьи: одежда и обувь, продукты питания, игрушки, коммунальные услуги). Ребенок распределяет монеты по секторам на обязательные нужды, и добравшись до секторов необязательных расходов на примере экономии электроэнергии, воды, ребенок может сделать для себя вывод и сэкономленные средства закинуть в семейную копилку.
5. Сектор № 5. Копилка. (универсальный)
Цель: дать представление ребенку о том, где можно хранить и копить деньги на свои цели, научиться правильно планировать копить и тратить накопления.
Вариант: ребенок может использовать данную копилку как отдельный сектор для накопления, а также и в других играх по экономическому воспитанию, содержащихся в данном методическом пособии.
6. Сектор № 6. «Расскажи свою ситуацию». Презентация авторского поучительного рассказа по экономическому воспитанию «Необязательная покупка».
Цель: развитие связной речи у детей, обогащение словарного запаса. Вариант: воспитатель читает детям поучительный рассказ по экономическому воспитанию собственного сочинения, на основании которого детям предоставляется возможность рассказать свои подобные жизненные ситуации и сделать по ним соответствующие выводы.