Инна Файзуллина
Организация инклюзивного дошкольного образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:В даннойстатьерассматриваютсяпринципы,условия, модель организацииинклюзивного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, доступная среда.
Публикация «Организация инклюзивного дошкольного образования в ДОУ» размещена в разделах
Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.
Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена объективными факторами:
1. Рост инвалидизации населения в целом и детей в частности. 2. Обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени.
3. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или на целый день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум. Необходимым условием для коррекционно-развивающей работы является организация взаимодействия всех участников образовательной деятельности. Инклюзивное образование должно строиться на следующих принципах:
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи.
Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства. Эффективным условием реализации инклюзивного дошкольного образования является :
-Создание соответствующего образовательного пространства.
- Создание программно-методического обеспечения.
-Создание предметно-развивающей образовательной среды.
-Создание дидактического обеспечения.
- Безопасная среда жизнедеятельности.
- Функциональные помещения для обеспечения коррекции.
Также одним из условий реализации инклюзивной практики в детском саду является профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход.
Требования к воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивной группе :
-имеют знания о развитии детей и владеют разнообразными методами обучения и воспитания;
-способствуют развитию положительной самооценки детей; знают сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения на протяжении времени.
- поддерживают позитивное взаимодействие с родителями и ежедневно сообщают семьям о достижениях их детей;
-способствуют индивидуальному росту в соответствии с собственным темпом развития каждого ребенка; предоставляют детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах;
- способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий, выпуска газет и других занятий;
- стимулируют атмосферу взаимной заботы и помощи; демонстрируют и формируют отношение сочувствия и позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов.
- используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков,используют различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей,
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция, это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменениям образовательного пространства.
Список литературы
1. Агавона Е. Л., Алексеева М. Н., Алехина С. В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / Е. Л. Агавона, М. Н. Алексеева, С. В. Алехина // Психологическая наука и образование №1 : Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. – Москва, 2011. – С. 302.
2. Михальченко К. А. Инклюзивное образование - проблемы и пути решения / К. А. Михальченко // Теория и практика образования в современном мире : -- Санкт-Петербург : Реноме, 2012. – С. 206.
3. Семенова Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. – Электрон, текстовые данные. – Саратов : Вузовское образование, 2019. – 84 с. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ