Лучший педагог года

Организация инклюзивного дошкольного образования в ДОУ

Инна Файзуллина
Организация инклюзивного дошкольного образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация:В даннойстатьерассматриваютсяпринципы,условия, модель организацииинклюзивного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, доступная среда.

Публикация «Организация инклюзивного дошкольного образования в ДОУ» размещена в разделах

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.

Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена объективными факторами:

1. Рост инвалидизации населения в целом и детей в частности. 2. Обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени.

3. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или на целый день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум. Необходимым условием для коррекционно-развивающей работы является организация взаимодействия всех участников образовательной деятельности. Инклюзивное образование должно строиться на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства. Эффективным условием реализации инклюзивного дошкольного образования является :

-Создание соответствующего образовательного пространства.

- Создание программно-методического обеспечения.

-Создание предметно-развивающей образовательной среды.

-Создание дидактического обеспечения.

- Безопасная среда жизнедеятельности.

- Функциональные помещения для обеспечения коррекции.

Также одним из условий реализации инклюзивной практики в детском саду является профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход.

Требования к воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивной группе :

-имеют знания о развитии детей и владеют разнообразными методами обучения и воспитания;

-способствуют развитию положительной самооценки детей; знают сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения на протяжении времени.

- поддерживают позитивное взаимодействие с родителями и ежедневно сообщают семьям о достижениях их детей;

-способствуют индивидуальному росту в соответствии с собственным темпом развития каждого ребенка; предоставляют детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах;

- способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий, выпуска газет и других занятий;

- стимулируют атмосферу взаимной заботы и помощи; демонстрируют и формируют отношение сочувствия и позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов.

- используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков,используют различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей,

Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция, это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменениям образовательного пространства.

Список литературы

1. Агавона Е. Л., Алексеева М. Н., Алехина С. В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / Е. Л. Агавона, М. Н. Алексеева, С. В. Алехина // Психологическая наука и образование №1 : Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. – Москва, 2011. – С. 302.

2. Михальченко К. А. Инклюзивное образование - проблемы и пути решения / К. А. Михальченко // Теория и практика образования в современном мире : -- Санкт-Петербург : Реноме, 2012. – С. 206.

3. Семенова Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. – Электрон, текстовые данные. – Саратов : Вузовское образование, 2019. – 84 с. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

День работника дошкольного образованияДень работника дошкольного образования В последние дни сентября отмечается профессиональный праздник всех работников дошкольного образования – День дошкольного работника. Этот.

Организация игрового пространства в группе дошкольного образованияОрганизация игрового пространства в группе дошкольного образования меня мир детства ассоциируется с игрой. Нет такого ребёнка, который даже без игрушек, не придумал себе игру. Играя дети учатся мечтать.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Отчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группеОтчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группе С 1 апреля по 5 апреля 2019года в средней билингвальной группе «Подсолнух» прошла Неделя инклюзивного образования «Равные возможности –.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права»Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права» Со 2 апреля по 6 апреля в младшей группе «Подсолнух» прошла неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». Целью данной.

Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образованияПознавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие "Ловкий грамотей" как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Проведение Недели инклюзивного образования «Разные возможности — равные права»Проведение Недели инклюзивного образования «Разные возможности — равные права» Во исполнение письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым № 075/01-15 от 19.03.2021 г. «О проведении Недели инклюзивного.

С Днём работника дошкольного образования!С Днём работника дошкольного образования! Ежегодно в самую красивую и романтичную пору года отмечается День работника дошкольного образования России. Сама природа дарит всем тем,.

Задачи по образовательной программе дошкольного образования для среднего дошкольного возраста Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация инклюзивного дошкольного образования в ДОУ
Опубликовано: 10 марта 2023 в 09:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация инклюзивного дошкольного образования в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Инна Файзуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД