Ольга Лучникова
Экология как одно из средств воспитания духовно-нравственных ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский.
Указом Президента Российской Федерации 2017 год объявлен годом экологии, в связи с этим на федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем мире. Наше дошкольное образовательное учреждение приняло непосредственное участие в мероприятиях, посвященных году экологии.
Публикация «Экология как одно из средств воспитания духовно-нравственных ценностей» размещена в разделах
Формирование экологической культуры, как одно из средств воспитания, следует начинать с дошкольного возраста. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношений к окружающему миру, ценностной ориентации в нем.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит. С самого раннего возраста ребенок учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, правильно относиться к другим людям и к себе самому. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка : интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе. С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке поведения в природе. Формирование чувства единства человека и природы является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Чувство единства человека и природы, как нравственное чувство, очень сложно и объемно. Без формирования зачатков этого чувства в дошкольном возрасте, дальнейшее осознание человеком своей неразрывной связи с окружающим миром очень осложняется.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках духовно - нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и других. Это не только приносит вред природе, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. В нашем детском саду мы стараемся подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранить и приумножить ее красоту.
Поэтому наше дошкольное образовательное учреждение в течение последних 5 лет ведет углубленную работу по формированию экологической культуры воспитанников, как одного из средств воспитания духовно –нравственных ценностей.
В каждой группе создан уголок природы, где размещены растения. Дети с желанием ухаживают, и заботятся за растениями, радуются новому распустившемуся цветку. Такая забота и увлечения не пройдут бесследно: дети просто так не сорвут цветок, не сломают ветку.
Также в группах созданы мини огороды на подоконнике, где дети с педагогом (в зимний период) выращивают лук, огурцы, помидоры, горох, фасоль, перец. Какое же это чудо, когда из маленького семечка вырастает растение. Сколько нужно выдержки, терпения, заботы, трудолюбия, чтобы дождаться результата.
Труд в природе способствует развитию у детей импатии (сочувствие, сострадание, сопереживание, позволяет ребенку увидеть результат своей деятельности, сколько восторга и радости получают дети от полученного. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, у ребят повышается самооценка от достигнутого.
Мы учим детей, помогать птицам и растениям тогда, когда это им действительно необходимо. Зимой дети с родителями мастерят кормушки и развешивают на территории детского сада. Проходит праздник «Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли». Всю зиму дети подкармливают зимующих птиц. После снегопада расчищают дорожки, ведущие к кормушкам, стряхивают с кормушек снег, окапывают снегом корни кустов, отряхивают снег с веток деревьев и кустарников после сильного снегопада. Весной вместе со взрослыми снимают кормушки и развешивают скворечники.
Весна и лето дают нам большую возможность соприкоснуться с миром насекомых, растений, птиц. Дети рассматривают бабочек, муравьев, жуков, слышат стрекотание кузнечика, пение птиц, ощущают нежный запах цветов.
В конце мая у нас проходят тематические недели, где дети погружаются в мир природы и учатся понимать взаимосвязь разных явлений в природе, роль человека в ней, что помогаем детям преодолевать чувство страха и брезгливости по отношению к насекомым.
В систему работы с детьми так же включена разнообразная деятельность с литературными произведениями о природе. Таких авторов как В. В. Бианки, К. Т. Паустовский, Е. И. Чарушин, Пришвин. Особый интерес у детей вызывают так называемые «экологические сказки» : «Родник», «Дождевой червяк», Кролик и зайчиха», «Катя и божья коровка» и другие, которые учат пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать; воспитывают гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; формируют умения и желания сохранять природу и по необходимости оказывать ей помощь. Дети с интересом слушают эти произведения, инсценируют и разыгрывают их.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. Наши педагоги используют в своей работе следующие экологические игры : «Природа и человек», «Что в корзину мы возьмём?», «Воздух, земля, вода», «С какой ветки детки», «Прилетели птицы», «Весной, летом, осенью» и т. д. Такие игры способствуют углубленному переживанию детей, расширяют их представления о мире.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В любом поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.
Работая с детьми, по теме "Экологическое воспитание", воспитатели учат каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. При взаимодействии с родителями в нашем дошкольном учреждение прошли конкурсы – выставки «Осенняя фантазия», «Лучший домик для птиц»; развлечение «Птицы и люди»; исследовательский проект «Это поможет природе», «Юный исследователь». Воспитатели групп оформили для родителей наглядный материал: папки передвижки «Они остались зимовать, мы им будем помогать", «Корм для разных птиц», экологический стенд – «Мы друзья природы»; провели консультации «Каждая ягодка – источник здоровья», «Лес наше богатство». Наши родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются грамотами, благодарственными письмами.
22 апреля рамках проведения тематической недели «День защиты Земли» от экологической опасности, посвященного году экологии в России, в нашем «Детском саду» воспитателями групп и детьми была проведена акция «Только вместе, только дружно помогать природе нужно». В ходе акции было проведено занятие «Человек и золотая рыбка» с показом презентации о том, как пагубно человек и технический прогресс влияют на природу, а также воспитатели вместе с детьми ходили на экскурсию к водоему, где формировали у детей навыки экологически нравственного поведения в природе. Учили детей правильно оценивать действия людей в природе и способствовали развитию представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле. Для родителей разработали наглядную агитацию – буклеты «Берегите природу», «Берегите Землю» и привлекли к озеленению территории детского сада.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с птицами, животными, растениями человек становится чище, добрее, мягче. В нём пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.
Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
Педагоги нашего детского сада не останавливаются на достигнутом, а ищут новые формы работы с детьми и родителями по экологическому воспитанию и развитию духовно – нравственных качеств.