Ольга Скрыпник
Наблюдение как важнейший метод работы монтессори-педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение - описательный (не экспериментальный) исследовательский метод, состоящий в целенаправленном, организованном восприятии и регистрации поведения объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение, наряду с самонаблюдением, является старейшим исследовательским методом. Применяется наблюдение для сбора информации, эмпирического изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения, физиологических процессов и т. п. Его особенно эффективно применять на первых подступах к разработке проблемы, когда необходимо выделить, хотя бы предварительно, качественные и целостные характеристики изучаемых процессов. Наблюдение становится методом изучения лишь в том случае, если не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению природы этих явлений. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя. Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основные из них:
Публикация «Наблюдение как важнейший метод работы монтессори-педагога» размещена в разделах
• Целенаправленность наблюдения. Заключается не только в преимущественной направленности наблюдений на выбранные объекты, но и в том, что их описание проводится в свете определенной педагогической или психологической концепции, в ее понятийно-терминологической системе.
• Аналитический характер наблюдения. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются.
• Комплексность наблюдения. Эта черта вытекает из целостного характера социально-педагогического процесса и требует не выпускать из поля зрения ни одной его существенной стороны или связи.
• Систематичность наблюдения. Необходимо не ограничиваться разовым "снимком" наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) наблюдений выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период. Эти и другие черты одновременно являются требованиями, которым надо следовать при организации научного наблюдения.
Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов: выбор предмета наблюдения (поведение, объекта (группа или индивид, ситуации; постановка целей и задач; выбор способа наблюдения и регистрации данных, метода обработки результатов; составление плана наблюдения (ситуация - объект - время); подготовка необходимых документов и оборудования; сбор данных; обработка и интерпретация полученной информации, оформление и анализ результатов, теоретических и практических выводов. Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения. Речевые акты (содержание, последовательность, частота, продолжительность, интенсивность и т. д.) Выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела и др. Движения (перемещения и неподвижные состояния людей,
дистанция между ними, скорость и направление движений и пр.) Физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия и т. д.).
Существует много видов наблюдений, подразделяемых по различным признакам. Например, признаку: «временная организация» может соответствовать непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени) наблюдение. Объем наблюдения может быть широким («сплошным», когда фиксируются все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения, или ведутся наблюдения за группой наблюдаемых в целом.
Узкоспециальное (выборочное) наблюдение направлено на выявление отдельных сторон явления (определенные параметры поведения, типы поведенческих актов) или отдельных объектов. Способами получения сведений могут быть 1) непосредственное (прямое) наблюдение, когда наблюдатель регистрирует непосредственно наблюдаемые факты; 2) косвенное (опосредованное, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.
По типу связи наблюдателя и наблюдаемого виды наблюдения разделяются на не включенное и включенное. В не включенном наблюдении позиция исследователя открыта, это восприятие какого-либо явления со стороны. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При включенном наблюдении задается степень осведомленности наблюдаемых : а) наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем; б) наблюдаемые не знают об этом. Важно отметить, что включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Условия проведения наблюдения могут быть полевыми (в естественных условиях) и лабораторными (с применением специального оборудования).
По признаку плановости наблюдений различаются 1) неформализованные (свободные, не имеющие заранее установленных рамок, программы и процедуры его проведения. Оно может менять предмет, объект и характер наблюдения в зависимости от желания наблюдателя. 2) Формализованное (стандартизированное) наблюдение ведется по предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения. По признаку частоты применения метода наблюдений они бывают : постоянными, повторными, однократными, многократными. Наконец, способ получения информации определяет собой прямое (непосредственное, когда сам исследователь проводит наблюдение) и косвенное (опосредованное, через описание явлений другими людьми, наблюдавшими их). Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны. То, что наблюдение позволяет изучить предмет в его целостности, в его естественном функционировании, в его живых, многогранных связях и проявлениях, несомненно является его достоинством.
В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуаций; делать точные замеры. Недостатками наблюдения являются трудности охвата большого количества явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий исследователем. Искажение восприятия событий тем больше, чем cильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях.
Уровни наблюдения
- Взглянуть
-смотреть
- следить
- наблюдать
- созерцать
Наблюдать – значит смотреть и фиксировать (смотрим и записываем факты)
Чтобы наблюдать – необходимо подготовиться.
Метод наблюдения – важный критерий работы педагога.
• Желание понять жизнь ребенка
• Наблюдение – смысл постоянной педагогической работы
• На основе наблюдений перестраивать среду
Для чего наблюдает монтессори-педагог?
• Понять потребности
• Понять затруднения
• Корректировать себя и среду
• Помочь ребенку стать независимым
• Определить зону ближайшего развития ребенка
Что наблюдает монтессори-педагог?
• Развивающую среду
• Работу педагога
• Работу группы
• Работу ребенка 1
• Себя
Монтессори-педагогу надо быть
• Научным
• Объективным
• Спокойным
Как Итог, педагог наблюдает, чтобы подготовить среду, так как через наблюдение можно узнать потребности ребенка.