Елена Акимова
Эссе «Педагогическая система Марии Монтессори»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая система Марии Монтессори.
Педагогическая система – это взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью развития индивидуальности и личности. Педагогическая система традиционного образовательного процесса состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения.
Современное российское общество подвергается глобальным социальным, экономическим, политическим и культурным изменениям, что делает необходимым обновление содержания образования.
Публикация «Эссе „Педагогическая система Марии Монтессори“» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Мария Монтессори создала свою систему, наблюдая за детьми с отклонениями в развитии. Будучи первым дипломированным в Италии врачом-психиатром она предположила, что этим детям может помочь применение специальных методов, описанных в трудах Ж. Итара и Э. Сегена.
Развитие их идей привело Монтессори к педагогическому открытию – при создании определенных условий, интенсивное самостоятельное развитие ребенка решает проблему здоровья и успешной социальной адаптации. Система Монтессори является одной из наиболее востребованных методик развития ребенка в настоящее время. Она подразумевает для детей одновременно серьезную работу и увлекательную игру, дисциплину и свободу. М. Монтессори называла свою методику системой, «где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Эта методика существует уже более ста лет, но, к сожалению, в России она долгое время была не доступна. Впервые книги по этой методике появились в нашей стране лишь в 90-е годы. А на сегодняшний день множество детских садов и центров раннего развития ребенка работают по данной системе. Система подразумевает работу с детьми в возрасте от 3 до 6 лет. Европа, Америка, Индия, Китай, Япония - тысячи Монтессори школ открыты по всему миру.
Что же делает метод Монтессори таким привлекательным? Он удивительно технологичный, продуманный, цельный и включает в себя не только развитие интеллектуальных способностей, но и будущих «доспехов духа». М. Монтессори действительно нашла уникальный способ работы с каждым ребенком.
Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, а также на воспитание самостоятельности в ребенке. Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.
Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Отметим, что воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний. Они вырастают независимыми, свободными, умеют находить в обществе свое место.
Особенность организации дидактического материала, так же как и педагогического процесса, состоит в том, что центр активности в учебной деятельности смещен с взрослого на ребенка. Дидактические материалы изготавливаются педагогом не для облегчения своей работы, а для самостоятельной развивающей деятельности детей в процессе самообучения. Дидактические материалы саморазвития являются не вспомогательным, а основным средством в развитии и самообучении ребенка. Монтессори материалы ставят ребенка в позицию исследователя. Взрослый делает по пытку создать более выгодные педагогические условия для саморазвития ребенка, ребенок – реализовать эти условия для получения новых знаний, приобретения социального опыта. Получая конкретные знания в подготовленной среде, ребенок самостоятельно выходит на обобщение, абстракцию, открытие закономерностей в хаосе, которые предлагает ему жизнь, окружающая среда. Подготовленное педагогическое пространство, через создаваемый педагогом и самим ребенком алгоритм, план, классификацию помогает изучению любого материала. В системе педагогики саморазвития все дидактические материалы находятся в определенной логической взаимосвязи. Не проработав с одним из них, нельзя перейти к другому. Так у ребенка постепенно развиваются внимание, память, логическое мышление, вкус к самостоятельной работе и страсть к саморазвитию. Постоянно предлагаемая детям возможность сделать открытие усиливает положительную мотивацию к познавательной деятельности а, следовательно, устремленность к саморазвитию.
На мой взгляд, технология саморазвития по Марии Монтессори является технологией, а не методикой. Этому есть ряд доказательств.
Во-первых, эта педагогическая система обладает жестко определенной системой предписания, гарантированно ведущих к цели, т. е. проработанность и алгоритмизацию действий, начиная с постановки целей, определения этапов, шагов, операций, ведущих к цели. А главной целью М. Монтессори является воспитание самостоятельности, к чему она идет различными методами и упражнениями.
Во-вторых, эта система направлена на обучающихся, а не на обучающих, т. е. она ориентирована в первую очередь на детей, чтобы детям было удобно (полки и шкафы на таком уровне, чтобы всё можно было достать без помощи взрослых).
В-третьих, это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения системы, способов и средств достижения целей и управления процессом обучения.
Как и любая педагогическая система, методика Монтессори имеет ряд недостатков.
• Система развивает только интеллект и практические навыки
• Подвижные и ролевые игры отсутствуют
• Отрицается творчество. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка (хотя психологические исследования утверждают обратное). Впрочем, в Монтессори-садах есть специальные игровые комнаты, да и ребенок не все время проводит в садике. Это позволяет частично компенсировать два последних недостатка.
• Система Монтессори достаточно демократична. После нее детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ.
Я считаю, что Мария Монтессори считала главной задачей, целью души самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт, через проживание. Через опыт мысли, чувства, действия. Неотъемлемой и очень важной частью опыта является выбор. Так устроен мир, что человек каждую секунду своей жизни осуществляет выбор. И каждый выбор имеет свои последствия, это – неизбежно, это закономерность. Жить, не проживая последствий своего выбора – невозможно.