Катя Еремина
План по самообразованию «Использование мнемотаблиц и мнемотехники для развития речи детей c ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема по самообразованию педагога: «Использование мнемотаблиц и мнемотехники для развития речи детей c ТНР»
Актуальность темы: Наблюдая за детьми во время их общения со взрослыми и сверстниками, во время организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, я поняла, что проблема развития связной речи касается почти всех моих воспитанников. Большинство детей не умеют вступать в диалог и поддерживать его, их ответы на вопросы односложны, они затрудняются описать предмет, рассказать о каком-либо событии, не умеют рассуждать. Речь детей скудная, односложная, состоящая лишь из простых предложений, часто предложения грамматически не связаны между собой и т. д.
Все это привело меня к мысли о том, что возникает необходимость внедрения в образовательную деятельность эффективного средства по развитию связной речи детей. Таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста.
Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию
Цель: Повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетенции.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками.
2. Создать условия для повышения уровня развития связной речи у детей в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.
3. Оформить и пополнить предметно - развивающую среду в группе.
4. Познакомить родителей с приёмами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
План работы по теме самообразования на учебный год
Сроки реализации Мероприятие, деятельность, организационная форма Предполагаемый результат
в течении учебного года Сбор и изучение информации, методической литературы и других источников.
1. Н. А. Олейник «Формирование связи образа и слова при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008.
2. С. А. Петухова «Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет», СПб, 2009.
3. Т. П. Николаева «Использование мнемотехник на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»
4. Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»
5. Т. Б. Полянская. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Анализ изученного материала
Сентябрь 1. Разработать перспективный план работы с детьми.
2. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц).
3. Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок»
4. Разработать анкеты и консультации для работы с родителями.
5. Подготовка дополнительного познавательного материала расширяющего кругозор детей. Наличие плана работы по самообразованию.
Разработаны анкеты и консультации для работы с родителями.
Подбор дополнительного материала.
Октябрь 1. Знакомство детей с символами мнемотехники: с мнемоквадратами, со значками моделями.
2. Проведение бесед по темам "Осень" и "Перелетные птицы". Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели (мнемодорожке).
3. Пальчиковая гимнастика с использованием мнемотаблицы на тему: «Грибы, ягоды»
4. Папка-передвижка для родителей «Использование мнемотехники дома». Дети ознакомились со символами и знаками, обговорили, что каждое слово можно обозначить символическим рисунком.
Ноябрь 1. Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы.
2. Составление описательного рассказа по теме игрушки.
3. Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей». Отгадывание загадок с использованием мнемотаблиц.
Составляли описательный рассказ.
Декабрь 1. Разучивание стихотворений к Новогоднему утреннику с использованием мнемоквадратов и мнемодорожек.
2. Упражнения «Рисуем слова». Использование рисунков на занятии по теме «Зима»
3. Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами». Подбор мнемотаблиц к новогодним стихотворениям.
Нарисованные детьми рисунки слов. Занятие по теме «Зима».
Оформление родительского уголка.
Январь 1. Составление рассказа по картине "Зимние забавы" (учить использовать мнемодорожку).
2. Перессказ художественного произведения с использованием мнемотаблицы В. Сутеева «Мешок яблок».
3. Консультация для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники». Рассказ по картине "Зимние забавы" по мнемодорожки.
Пересказ художественного произведения.
Родители ознакомились с мнемотаблицами для разучивания стихотворений.
Февраль 1. Составление и зарисовка загадок по теме: «Мебель».
2. Разучивание стихотворение по мнемотаблице по теме: «Детский сад, профессии»
3. Составление описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи мнемотаблицы. Загадки в виде мнемотаблицы, зарисованные детьми.
С интересом составляли рассказы про своего папу.
Март 1. По прочитанному художественному рассказу: «Сапожок», составление и зарисовка в мнемотаблицу.
2. Составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки, на тему «Международный женский день»
3. Конкурс-выставка с участием родителей «Любимое стихотворение о весне в мнемотаблице» Зарисовка мнемотаблицы по прочитанному рассказу.
Совместная деятельность родителей с детьми по изготовлению мнемотаблицы к своему стихотворению.
Апрель 1. Задание «Нарисуй свою сказку»
Придумать и зарисовать в мнемотаблице сказку.
2. Заучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы на тему «Космос».
3. Составление рассказа по теме: «Весна», с опорой на мнемотаблицу.
4. Подвидение итогов по теме самообразованию. Рассказывание по мнемотаблице свою придуманную сказку.
Заучивание стихотворения.
В течение года В течении года дети знакомились с символами мнемотехники: с мнемоквадратами, со значками моделями. Пересказывали и составляли рассказы при помощи мнемотаблиц, отгадывали и зарисовывали загадки, заучивали стихотворения. С большим интересом придумывали и самостоятельно зарисовывали мнемотаблицы. Родители познакомились с приёмами и методами мнемотехникой. Активно принимали участие в жизни группы. Составляли описательные рассказы при помощи мнемотаблиц.
Разучивали стихотворения, отгадывали загадки.
Самостоятельно придумывали и зарисовывали
мнемотаблицы.
Май Подводя итоги, можно отметить, что в результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми наблюдались следующие результаты: дети активнее стали работать на занятиях, рассказы детей стали более четкими, полными, связными, последовательными, речь стала более выразительной. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. У детей повысилась концентрация внимания, усидчивость. Расширился круг знаний об окружающем мире; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории. Появился интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок. Словарный запас выходит на более высокий уровень. Дети стали преодолевать робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
В процессе работы я убедилась, что использование технологии мнемотехника действительно дает положительные результаты, т. к. позволяет повысить уровень речевого развития. Видна положительная динамика в развитии памяти, мышления, воображения воспитанников. Они запоминают большие по объёму тексты. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для детей делом весёлым, эмоциональным.
Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. 1. Пополнилась развивающая предметно - пространственная среда в группе.
2. Создание картотеки по мнемотаблицам (сказкам, стихам, загадкам, пальчиковой гимнастики).
3. Подборка консультаций, буклетов, папок-передвижек для родителей.
4. Оформление альбома загадок.
5. Отчёт по самообразованию в виде презентации.