Нина Митрофанова
Консультация «Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Невозможно – это лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно – это не факт. Это только мнение. Невозможно – это не приговор. Это вызов. Невозможно – это шанс проверить себя. Невозможно – это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО.»
Публикация «Консультация „Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Воспитание детей с ограниченными возможностями – комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, умственного, физического характера с целью его полноценной интеграции в общество. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Для их воспитания необходимо создание атмосферы спокойствия, взаимопонимания и взаимопомощи в семье; содействие ребенку, а не ограничение его действий; восприятие ребенка таким, какой он есть, без завышенных требований к нему.
Очень важно уделять в течение жизни ребенка с особыми потребностями не только лечению, но и его психическому развитию, формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде.
Для детей с ОВЗ в нашем учреждении созданы условия для их развития. Вся работа педагогов строится по адаптированной основной образовательной программе. Воспитатели и специалисты ориентируются на организацию успеха ребёнка в учебной деятельности, путем опоры на его положительные, сильные качества, создают благоприятный психологический микроклимат в группе.
Следует развивать детей по принципу от творчества к действию, а также воспитательной работе, давать поручения, задействовать в различных мероприятиях, например, в танцах, художественном творчестве. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества.
Необходимо чаще хвалить детей с ОВЗ, обнимать или давать ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или, когда он очень старается. Больше разговаривать с детьми с ОВЗ, объясняйте все инструкции, всё, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру. Ребёнка надо побуждать двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
Приоритетной целью коррекционной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться, развивать свой интеллектуальный и личностный потенциал. Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.
Первые годы жизни малыша наиболее драгоценные для развития психики, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Родители должны знать, что каждый ребенок развивается в трех областях: физической (тело, умственной (интеллект) и социальной (общение). Решающую роль в развитии и раннем обучении любого ребенка играют родители. Детям, отстающим в развитии необходимо стимулирование – разговоры, музыка, игры, яркие впечатления, также они нуждаются в большей помощи и систематических занятиях во всех областях, чем здоровые дети.
Задачей родителей в процессе воспитания детей с ограниченными возможностями является обучение ребенка самостоятельности. Зависимый от взрослых, несамостоятельный ребенок с ограниченными способностями получает заведомо меньше шансов на успешное становление в обществе. Ребенок с каким-либо нарушением физического либо психического развития может и должен стать полноценным членом общества. Воспитание и образование детей с ограниченными возможностями должно быть направлено на их полноценную интеграцию в общество, а не на актуализацию их изоляции, что повышает их уязвимость в обществе. Ребенок, справляющийся со своим недугом, способный к обучению и развитию вместе с обычными детьми, получает больше шансов на полноценную жизнь в обществе.
Семья должна выполнять вспомогательную функцию в воспитании детей с ограниченными возможностями, обучая их справляться с бытовыми ежедневными задачами с учетом их физических и умственных особенностей.
Дети, которые посещают нашу группу, разные по своим личностным характеристикам, по физическому и умственному развитию, порой с очень сложными дефектами в развитии: дети с церебральным параличом, с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальными нарушениями.
Вся наша работа строится при одновременной реализации таких условий, как готовность воспитателей к созданию благоприятной социокультурной развивающей среде, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их возможностей и особенностей; тесное сотрудничество воспитателей группы, специалистов и родителей. В нашей работе нет мелочей, здесь важен правильный подбор методов и приёмов.
Помимо воспитателей в группе у нас работает много специалистов: помощник воспитателя, готовый в любую минуту оказать помощь ребёнку, учитель – дефектолог, учитель-логопед, медсестра по массажу, инструктор ЛФК, инструктор по плаванию, музыкальный руководитель. Вся наша работа строится таким образом, чтобы ни один ребёнок не остался без внимания. Мы стараемся детей стимулировать музыкой, играми, яркими впечатлениями, потому что нуждаются в большей помощи и систематических занятиях во всех областях, чем здоровые дети. Так же наши дети посещают занятия по инклюзии, путём вовлечения их в деятельность с детьми общеобразовательных групп.
Таким образом, в ходе нашей работы мы решаем главную задачу – включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений за счёт различных видов деятельности, в ходе самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах. Правильная организация процесса воспитания, позиционирование ребенка с ОВЗ, как полноценного члена общества, существенно повышает его шансы на полную социальную интеграцию.
Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это – «золотое правило реабилитации».