Егорова Валентина
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста путем ознакомления с средствами аппликации
▼ Скачать
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста путем ознакомление с средствами аппликации
ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова»
Егорова В. М. студентка группы - СД-41
Руководитель: Самородова А. П.
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Л. С. Выготский. Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности традиционно привлекает внимание педагогов и психологов (Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Комарова, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, О. Н. Сомкова, О. С. Ушакова, Д. Б. Эльконин и другие). [1]
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста путем ознакомления с средствами аппликации» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Необходимость развития творческого потенциала подрастающей личности в условиях введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования приобретает особую значимость. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека. [3]
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития творческих способностей детей. Именно в это время происходят успешные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы, такие как внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе - творческие способности.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей.
Важную роль в развитии творческих способностей детей играет художественно-эстетическое развитие. В дошкольных образовательных учреждениях одной из задач воспитания дошкольников является развитие творчества и художественных способностей.
Аппликация является одним из средств развития творческих способностей детей. Включает в себя настолько разнообразный спектр различных приёмов и техник, позволяющих развить творчество ребёнка.
Аппликация является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Дошкольник формирует и развивает у себя определенные способности : зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Постепенно дети начинают испытывать не только удовольствие от самого процесса, но и все больше интересуются полученным в итоге работы результатом.
У детей старшего дошкольного возраста возникают новые мотивы их интереса к занятиям по художественно - творческой деятельности - осознанное желание научиться хорошо выполнять работу. Возникает потребность исправлять и улучшать свою работу.
Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны - ситуации творческого развития.
Если ребенок не добивается нужного результата, данная деятельность начинает его утомлять, ему становиться не интересно. Важно, чтобы педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дошкольники с одной стороны, могли использовать ранее полученные знания, навыки, умения, а с другой стороны - искали новые решения, творческие подходы. [2]
Современные психологи и педагоги доказали, что детям необходимо заниматься изобретательным творчеством. Такой вид занятий необходим для эстетического и умственного развития дошкольников.
В программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Васильевой М. А., Комаровой Т. С., «Согласно Федеральному Государственному Образовательному стандарту в дошкольном образовательном учреждении «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства.», поэтому этот вид изобразительной техники осваивается в детском саду обязательно вне зависимости от образовательной программы, по которой работает ДОУ.»[2]
Самым благоприятным периодом для развития творческих способностей является старший дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте закладываются психологические основы для творческой деятельности. Дети этого возраста имеют способность к созданию нового рисунка, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, достаточно развитое воображение, настойчивость. Происходит более глубокое ознакомление с народным декоративным искусством.
К сожалению, в работе с дошкольниками не предусмотрено широкое использование нетрадиционных материалов и технологий, а именно таких крупа, солома бумажные салфетки, нитки, ткань и клей ПВА. А ведь из этих материалов можно создать много интересных изделий и поделок. Увлекшись работой, ребенок обязательно закончит ее положительным результатом.
Таким образом, развитие творческих способностей детей, путем ознакомления с видами и средствами аппликации возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения - создать такую развивающую среду в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.
Список литературы
1. Выготский Л. С. : "Воображение и творчество в детском возрасте"-М., 2016.-3с.
2. Программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС-М. ,2019.-176,181,182с.
3. ФГОС ДО [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://www.rg.ru/2018/11/25/doshk-standart-dok.html
4. https://journals.uspu.ru/attachments/article/2368/1.pdf
5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/05/07/metodicheskaya-razrabotka-oznakomlenie-detey-s-dekorativno